Давно задаюсь вопросом про эффективность домашней работы. С какой целью она задаётся, какие педагогические задачи решает? Должны ли родители помогать делать домашнюю работу? Чем они могут помочь? Нужно ли ставить отметки за домашнюю работу? Дорогие друзья, а что Вы думаете об этом?
top of page
bottom of page
Здравствуйте, коллеги! Любовь Владимировна Бегун, команда «Позитив», город Хабаровск. Домашнее задание для современных детей не должно состоять из только «выполни упражнение в тетради», да, дети выполнят это механически, потому что кому-то интересно, а над кем-то стоял родитель. Домашнее задание должно ненавязчиво дать ребенку закрепить и запомнить материал. Благодаря онлайн-платформам, различным обучающим ресурсам дети с радостью выполняют задания, да даже элементарное прикрепление аудирования из материала, пройденного на уроках, делает выполнение задание намнооого интереснее, послушал - подошел к зеркалу (например создал иллюзию присутствия собеседника, ведь часто дети знают, но вслух боятся произнести) и проговорил осознанно, вероятнее всего запомнил слово.
Команда «ПЕДСЕКСТЕТ», Юлия Т.
Я работаю с детьми, имеющими задержку психического развития. Являюсь сторонником домашнего задания в обязательном порядке. Очень рада, что в таких классах есть группа продленного дня, где дети могут выполнить домашнюю работу, а воспитатель, который работает с детьми, может им помочь, если они испытывают сложности. Именно помочь, то есть разъяснить, направить, обратить внимание детей на работу, которую делали в классе, потому что задаю задание, аналогичное классной работе.
Последние несколько лет стала обращать внимание, что родители стараются ОЧЕНЬ сильно помогать детям, даже могут в тетрадях писать за детей, хотя домашнюю работу задаю посильную. С одной стороны, понимаю родителей. Приходя домой, уставшими после работы, хочется быстрее проверить уроки у своих чад и отдохнуть. Да и не хочется выглядеть плохо в глазах учителя, если ребенок не справляется с домашним заданием. Всегда говорю родителям, что пусть лучше будут ошибки в домашней работе, зато я буду знать, над чем мне продолжать работать.
Люблю проверять домашние работы детей, в которых видно, что они работали самостоятельно. Даже если в таких работах есть ошибки, меня это абсолютно не смущает, ведь такие работы являются показателем того, что ребенок еще что-то не усвоил. А это прямое указание к моему действию.
Канчуга Ирина, команда «СКАЛА». Долго размышляла, и даже экспериментировала за это время. Оказалось, без домашнего задания не могу 🙈. Но важно выбрать форму работы и количество. Лично я часто использую Учи.ру, Яндекс учебник. Карточки можно выдать сразу, но обговорить за какое время их необходимо решить. Кто-то сразу решает, а кто-то растягивает на неделю. И, как уже было сказано, любой труд должен оцениваться. Выполнение домашних заданий оцениваю купонами ( «Антидвойка», «Вопрос на контрольной работе» и т.д.). Купоны придают стимул, а я радуюсь победам ребят.
Здравствуйте!Красных Юлия Александровна,команда «Полёт»
Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание нужно для того, чтобы ребенок закрепил новые знания, полученные на уроке.В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся.
Здравствуйте! Зимина Ирина Валерьевна команда "Пионер20.ки"
На наш взгляд, домашние задания — необходимая часть учебного процесса. Оно позволяет ученику работать самостоятельно, а учителю — давать обратную связь. Однако это может быть стрессом как для ученика, так и для учителя.
Необходимо учебный процесс выстроить таким образом, чтобы не перезагружать учеников. Перед выполнением домашнего задания ученики могут повторить тему урока по краткому конспекту, а также потренироваться в интерактивных тренажерах. Если в процессе выполнения домашнего задания у ученика возникает вопрос, всегда можно написать учителю в чат в личном кабинете.
Учёба должна быть интересной и увлекательной и домашняя работа в том числе!
Здравствуйте. Команда "ШОК". Засухина Ольга Анатольевна.
На мой взгляд, домашние задания — необходимая часть учебного процесса. Оно позволяет ученику работать самостоятельно, а учителю — давать обратную связь. Если ученик не работает дома, то даже при самой активной работе в классе он не получит глубоких и прочных знаний. Мало того, систематическое невыполнение домашних заданий ведет к утрате знаний, к забыванию фактов и навыков. Ученик теряет ту базу, которая является отправной для получения новых знаний. Его активность на уроке падает, новое усваивается с трудом и постепенно он попадает в число отстающих учеников.На собственном опыте я убедилась в том, что неверная методика объяснения домашнего задания приводит к неправильному выполнению или вовсе невыполнению. Первым необходимым условием, которое должен выполнять каждый учитель, является проверка записи учениками класса домашнего задания.Другой причиной невыполнения домашнего задания является непосильность его. Давать задания нужно, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми. В полной мере использовать весь материал учебника, не пренебрегая заданиями к каждому виду работы. Систематически учить правильно выполнять задания к каждому упражнению.Планировать подобные домашним упражнениям, задачам задания для самостоятельной работы в классе. Разнообразить домашние задания привлечением различных источников (словарей, книг по чтению, статей, Интернет-ресурсов). Включать в домашнюю работу задания с элементами творчества.В задания по математике, русскому языку включать составление ребусов, шарад, викторин, занимательных квадратов.Для слабых учащихся составляю индивидуальные задания .Я считаю,что регулярное выставление оценок за д/з в журнал не имеет смысла. В итоге, плохие ученики просто начинают списывать домашку и получают за нее 5, а знаний на 2.
Куцарева Елена Витальевна, команда "Нить Ариадны"
Здравствуйте! Домашняя работа должна приносить радость преодоления трудностей- разнообразных. Сей труд необходимо сделать интересным. А это задача учителя. На каждом уроке объясняю, что мы будем делать дома и зачем мы это делаем.Строго соблюдаю объем работы, он должен быть в 3 раза меньше, чем классная. Стараюсь разнообразить формы домашних заданий, этому способствуют учебники программы Л.В.Занкова. Высокий темп работы на уроке позволяет отказаться от части домашних заданий. Приветствую помощь родителей, особенно в творческих заданиях. Формы проверки домашней работы должны быть интересны, а иногда и неожиданны: «Случайный выбор», «Кто желает», парная проверка и т.д. Регулярно выполняем домашние задания на платформе Учи ру. Оценивать обязательно. Труд без оценки теряет свою значимость.
Здравствуйте! Мустяцс Руслана Бахтияр кызы, команда "Пионер20.ки". Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции:
1. Стимулирование познавательного интереса учащихся, желание знать, как можно больше.
2. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за
выполняемое учебное задание.
3. Выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания,
направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учёбе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело.
Здравствуйте. Команда "Багаж". Наталья. Я думаю, учителя справедливо считают, что домашнее задание - это отработка изученного материала. Полагаю, родители считают, если ребенок может выполнить домашнее задание на 50 % самостоятельно - не надо искать репетиторов. Для детей - это просто наказание. Главное, что домашнее задание не было "ОБЪЁМНЫМ", тяжелым, скучным. Оптимальное решение - это платформы Учи.ру, Яндекс-учебник. Желательно задавать не более 2-3-х карточек.
Софья Гевьяк Команда "ПЕДСЕКСТЕТ". Я считаю, что домашнее задание обязательная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, т. к достичь образовательные и воспитательные цели можно при единстве урочной и внеурочной деятельности. Прежде всего, домашнее задание несет в себе воспитательную цель - приучение к самостоятельной работе и воспитание чувства ответственности. Качество выполнения домашнего задания и его эффективность зависит от двух факторов: как достигнута цель на уроке и на сколько ребенок владеет навыками самостоятельной работы. Отсюда следует, что если на уроке ученики работают осознанно, самостоятельно и творчески, то и выполнение д.з не будет проблемой. Домашнее задание даю по ходу самого урока и очень редко в конце. Конечно, далеко не все учащиеся быстро овладевают рациональными приемами выполнения д. з., а именно - уметь выделять главное, планировать, обладать навыками самоконтроля, уметь работать со справочной литературой, организовывать свое рабочее место и время. Именно в этом им и нужна помощь родителей, а не в решении и выполнении заданий вместо ученика. Домашние задания должны быть посильными на базовом уровне и творческим на повышенном уровне. Отметки за выполненное домашнего задание должны быть обязательными. Не оцениваю д.з, если не выполнено или сделано неправильно и даю возможность его исправить или сделать позже.
Здравствуйте! Степанова Ольга Геннадьевна, команда «Позитив», город Хабаровск.
Домашние задания - это самостоятельность. Самостоятельная работа формирует ответственность, усидчивость, способность к саморазвитию. Домашняя работа — это возможность попробовать свои силы, помогает закрепить пройденный на уроках материал, повторить изученные темы. Выполнение домашнего задания приучает к самодисциплине, повышению уровня самоорганизации, так и возможность самообразования. Хорошо выполненная домашняя работа, вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.
Родителям надо стараться помочь ребёнку научиться выполнять работу самостоятельно. Это труд, начиная с младших классов, приучает к распорядку дня, чередованию учёбы с отдыхом.
Команда "ПЕДСЕКСТЕТ", Лилия Б. Поддерживаю тех, кто за домашние задания. Считаю, что у обучающихся начальной школы есть своя особенность усвоения материала, которая заключается в постоянном закреплении изученного. В этом случае домашние задания оказывают большую помощь. Являюсь мамой двух школьников-старшеклассников и абсолютно уверена в необходимости домашних заданий. Без дополнительного закрепления сложно усвоить предмет. Только самостоятельный домашний труд способен развить в детях ответственность и самоорганизацию.
Команда «ПЕДСЕКСТЕТ», Илья Мельников Для меня эта тема очень интересна. Я молодой специалист, работаю воспитателем в группе продленного дня для детей с задержкой психического развития. Моя работа напрямую связана с приготовлением домашней работы. Проработав несколько месяцев с такими детьми, могу однозначно сказать, что домашнее задание нужно обязательно задавать. Без повторения и закрепления знаний, полученных на уроке, дети очень сложно включаются на следующем уроке. Часто посещаю уроки своего наставника, пытаюсь разобраться в нюансах методики преподавания, чтобы мне было легче оказывать помощь детям при приготовлении домашней работы.
Добрый день! Позитив с.Гродеково
Мы считаем, домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска
информации, учиться выполнять работу качественно и в срок. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил
или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания
- ЭТО стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль
играют дифференцированные домашние задания. Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное
задание.
Здравствуйте, Верхотурова Наталья, команда "Скала".
Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.
Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.
Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны.
Здравствуйте. Команда "ШОК". Леванина Наталья Сергеевна.
Цель домашней работы- личностное развитие ребёнка, стимулирование интереса к учению, формирование творческого мышления. Предлагаю ребятам выполнять дома работу по их собственному выбору и пониманию. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций ( из которых надо найти выход, используя полученные знания) . Задания, в которых ребята сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников. Домашняя работа выполняется самостоятельно, но не бесконтрольно со стороны родителей (могут вместе с ребёнком обсуждать варианты действий) . Хочется, чтобы домашняя работа вызывала у школьников удивление в начале выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде её результатов, вызывая интерес к образовательной деятельности.
Здравствуйте. Команда "ШОК"Терещенко Наталья Владимировна.
Я считаю на начальном этапе ОБЯЗАТЕЛЬНО все домашние задания должны делаться под контролем родителей. А как иначе? Ребенок ждет от родителй помощи и поддержки, а не того, что его бросят один на один с первыми же трудностями.На самом деле существует множество способов выполнения домашнего задания! Например:
групповое, где группы можно создавать, учитывая уровень знаний и способностей, т.е. если в сильную группу определить "слабого" ребенка, то, соответственно, ему просто не найдется рабрты! Потому, в группе (на мой взгляд) должны быть ученики с равными возможностями. Да и сами задания для групп должны отличаться (темами, уровнем сложности, теоритическими, практическими и т.д.)
Задания на выбор, для них сама по-себе возможность выбора многое значит. Оно заключается в том, что ученику дается право самостоятельно выбрать упражнение.
Творческое - сюда можно внести сочинение стихов, создание газет, театральные постановки, приготовление всевозможных блюд с названиями "по теме" и т.д. За домашнюю работу ставлю только в тетрадь - в журнал и дневник они не идут. С одной стороны, прилежные ученики не получают вознаграждения за свой труд, с другой стороны, лентяи не получают оценки своего безделья (кроме замечаний и устных выговоров). При этом, ставить оценки за домашнюю работу на регулярной основе опасаюсь: некоторой части учеников усердно помогают родители в выполнении д/з, но собственные знания остаются "на троечку". Если ставить в журнал (пусть даже, например, одну общую оценку за несколько заданий) - то это будет несправедливо по отношению к самостоятельным ученикам и неудобно, т.к. мешает выставить четвертную оценку, соответствующую знаниям.
⁹
Здравствуйте.Команда "ШОК", Гриднева Инна Александровна.
Нужны ли домашние задания?Да.Но в минимальных объёмах и в минимальных количествах.Только для того,чтобы они выполняли основную функцию-актуализацию знаний ученика.Учитель должен четко объяснить детям,что делать и как делать для того,что бы каждый ребенок понял,что от него требуется выполнить дома.
Канчуга Ирина, команда «СКАЛА» По окружающему миру люблю давать задание для выполнения с родителями (вырастить кристалл из соли, нарисовать круговорот воды в природе и т.п) Педагогические задачи может, и не решаются, но бесценные минуты проведённые с родителями дают результат. Много интересного рассказывают дети после таких практических работ. С родителями на собрании обсуждала эту тему , и просила по теме вести разговоры , если есть возможность. Результат - 👍🏼
Доброго времени суток!
Пекарь Виктория, команда "Позитив" г.Хабаровск.
Однозначно, домашнее задание должно задаваться ученикам, соглашусь с мнением коллег.
Оно выдается с целью закрепления полученных знаний во время урока. Некоторым детям сложнее понять суть задания, поэтому в конце занятия всегда объясняю, что требуется сделать дома. Родители не должны помогать детям, но им необходимо проконтролировать выполнение работы или проверить уже готовые задания, чтобы ребенка не покидало чувство ответственности за свое дело, тем более бывают случаи, когда ученики скрывают от родителей то, что не готовы к следующему учебному дню. Учитель со своей стороны тоже должен проверить и оценить работу , выставив соответствующие оценки.