Из комментариев наших команд' "....заметила такой немаловажный нюанс: ко второму году обучения дети не умеющие читать в 1-м классе, читают более уверенно и осознанно, чем те, которые пришли "читающими". Интересный факт. В моей практике такое случалось крайне редко. Но не про меня, а про чтение ☺. Недавно прочитала статистику о том, что именно школа отбивает у детей желание читать. И вот какие причины называются: многократное чтение одного и того же текста вызывает отторжение к чтению, техника чтения - страх наказания. Может быть мы что-то делаем не так? Как обучать чтению не вызывая отвращения к нему, не натаскивая? Как мотивировать детей к самостоятельному чтению с удовольствием? Кому и зачем нужна техника чтения?
top of page
bottom of page
Команда «ПЕДСЕКСТЕТ», Бурцева Лилия. Немаловажной проблемой современности является нежелание детей читать. А ведь, общаясь с книгами, читатели соприкасаются с душой их автора, при этом развивается и обогащается их внутренний мир. Именно поэтому очень важными для детей являются мероприятия, посвященные книгам. Я хочу рассказать о творческой встрече с писательницей Ларисой Большаковой, которую мы организовали для детей с коллегой Юлией Васильевной Трофимовой-Жуковой. Мероприятие прошло в читальном зале Николаевской-на-Амуре районной библиотеки. Школьники подготовились к встрече с поэтессой: декламировали её стихи, ставили сценки. Дети в доброжелательной обстановке задавали вопросы любимой писательнице, слушали историю создания уже известных произведений. Проведение таких мероприятий, думаем, поможет повысить мотивацию детей к чтению книг.
Команда "ПЕДСЕКСТЕТ". Софья Гевьяк. Я считаю, что формировать читательскую грамотность, осознанное чтение и читательский интерес не только важно, но и необходимо. Поэтому уроки литературного чтения должны решать задачи формирования читательских умений и навыков. Несомненно, чтение должно быть осознанным, и поэтому проблема техники чтения остается актуальной. Одним из путей повышения качества чтения я выбрала скорочтение. Скорочтение включает в себя: - способность фокусировать внимание и не отвлекаться; - широкое поле обзора, развитое периферическое зрение; - умение структурировать информацию, выделять главное; - большой объем оперативной памяти; - высокая скорость мышления. В своей работе использую: «Таблицы Шульте» (в таблице взглядом отыскать буквы по алфавиту). Методика «Пол арбуза» (буквы прикрыты так, чтобы было видно только верхнюю или нижнюю часть слов). «Следи за строкой» (ребенок ведет пальцем вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд). «Чтение за диктором» (или хорошо читающим учеником). «Жужжащее чтение» (когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, каждый со своей скоростью). Такое чтение можно проводить в начале каждого урока по 3 минуты. Методика «Шерлок» (найти заданное слово из нескольких слов, напечатанных на бумаге в произвольном порядке). «Доскажи словечко», «Чистоговорки», «Скороговорки». «Зазеркалье» - методика чтения слов наоборот (при таком способе чтения теряется смысл текста, поэтому внимание переключается на правильное и четкое произношение слов). «Тексты для скорочтения» - с пропущенными буквами, развернутыми на 90 градусов, с разорванными и сдвинутыми строчками, с полосками, решеткой (накладывается на текст) можно закрывать пальцами, ладонями. «Эх, раз, еще раз!» (трехразовое чтение одного и того же текста, каждый раз читаем 1 минуту). Дети очень любят этот вид чтения. Это упражнение прекрасно тренирует и речевой аппарат, придает уверенность в собственные силы, расширяет ближайшие горизонты достижения следующего результата. Ведь каждый раз, прочитывая текст, ребенок визуально видит, на сколько слов он реально продвинулся. Данные упражнения не сделают всех детей рекордсменами по технике чтения, но помогут читать быстрее и лучше запоминать информацию.
«ПЕДСЕКСТЕТ», Юлия Т. Считаю, что важнее понимание прочитанного, чем скорость чтения. Конечно, без достаточной скорости чтения сложно успешно обучаться в школе. Замкнутый круг: плохо читаешь – не любишь читать, не любишь читать – плохо читаешь. Но в чем смысл быстрого чтения, если ребенок не понимает прочитанное, если чтение вызывает отторжение. К сожалению, сложно приучить ребенка любить читать, если родители не читают. У меня в детстве была своя домашняя библиотека, я любила брать книги из городской библиотеки. Читала запОем. Но мне эту любовь к книгам привила мама и библиотекарь Ротнер Любовь Ильинична. Прошло много лет, но я до сих пор помню имя библиотекаря, ее рекомендации. Я тоже стараюсь привить любовь к чтению детям, посещаю с ними библиотеку, знакомлю их с интересными биографиями писателей, рассказываю на уроке интересные факты и т.д. Но это «капля в море». При подготовке этапа «Воспитание нового поколения» мы взяли тему «Родной язык», подошли к изучению основательно. Рядом с нами живет народ (нивхский), который почти утратил свой родной язык. Мы сделали вывод: для того, чтобы сохранить язык, надо напитаться языком, наговориться, получить словарный запас, разговаривать в быту на родном языке (окунаться в языковую среду). Так и с чтением, можно говорить на уроке, убеждать детей читать книги, но если ребенок не видит перед собой примера, думаю, очень сложно привить любовь к чтению. При подготовке видеоролика, были задействованы дети моего класса. Мы с детьми ходили в Центр национальной культуры на экскурсию. Один из детей по национальности – нивх. Он читал стихотворение на нивхском языке. Радостно было видеть, когда его одноклассники, взяв этот стих, читали его стихотворение на нивхском языке. Они ничего не поняли из прочитанного, но потом стали задавать вопросы, о чем оно. Наблюдала я за этим, и было мне радостно. Горящие глаза, эмоции, желание… Но это было краткосрочно. Я, как учитель, делаю все возможное, прививая любовь к чтению, но, если у ребенка нет привычки читать, примера перед глазами, он читать не полюбит.
Гильмутдинова Марина Николавена, команда Металикум.
Все мы в своей работе знаем, что к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, но забываем что существует и ряд общих рекомендаций под условным названием «Что сделать, чтобы ваш школьник не забывал брать книжку в руки»
• Дети уверены в том, что не может быть интересным то, что задают на каникулы. Расскажите ребенку самый увлекательный эпизод из какой-нибудь книжки, не называя её. Если ему понравится, и он заинтересуется, откуда этот фрагмент, раскрывайте все карты.
• Не забывайте делиться своими детскими впечатлениями о книге: например, если вы читали рассказ Зощенко о новогодней ёлке, признайтесь, что вам тоже очень хотелось иметь столько хороших подарков. Зато вы помните одну игрушку… и т.д.
• Я прошу родителей читать детям вслух перед сном самые сложные для восприятия, но важные и нужные книги (или отдельные главы из них). Ребята часто не желают ложиться спать в нужное время и согласны на любое развлечение, лишь бы не спать!
Здравствуйте, команда "УУД" Орехова Оксана Валериевна. В своей практике тоже сталкивалась с этой проблемой, постоянно искала новые способы заинтересовать детей читать. В необъятных просторах интернета наткнулась на интересную статью, в которой автор рассказывал о приемах привлечения к чтению. Ссылку прикрепила ниже: https://mel.fm/blog/yekaterina-khasanova1/60149-21-sposob-pomoch-detyam-v-nachalnoy-shkole-polyubit-chteniye. Здесь и комиксы по сказкам и рассказам, и литературные шпаргалки, и лимерики, и литературное мемо. Конечно, использовала не всё, но теперь могу сказать, что мои ученики с нетерпением ждут уроков чтения.
А вот проверка техники чтения для меня тяжелая тема. Администрация дает нам нормы чтения, но ведь в этих нормах не учитывается, что есть дети с логопедическическими нарушениями, неврологическими заболевания, не учитываются индивидуальные особенности детей. Вот как быть с ними?
Здравствуйте! Команда «STATION EDUCATOIN» (Станция образования). Мы считаем, что именно любви к чтению можно добиться еще в дошкольном возрасте. Такие семейные занятия как чтение перед сном, например, отличный вариант для будущего школьника.
Не мало важно еще учитывать возрастные особенности и давать детям книги, отвечающие их интересам и развитию. Тогда и сам процесс чтения будет не рутиной, а действительно увлекающим занятием.
В школе, как правило, чтение на ряду с другими предметами и автоматически воспринимается ребенком как еще один урок, а не что-то невероятно захватывающее. В этом случае, можно привлекать современные технологии, и показывать видео отрывки из разных книг школьной программы. Это может помочь детям не только лучше и быстрее понять сюжетные линии (которые в классической литературе не просты), а также представить образы героев. Можно также порассуждать – так ли он его видел, или его образ значительно отличается.
Техника чтения – отличный способ отследить скорость чтения у детей, но часто воспринимается учениками как еще один тест, который можно и провалить. От подобных установок можно избавиться не только систематическим чтением (рекомендуется 20 минут в день), но и разными упражнениями на внимание, воображение и память. Кроссворды, скороговорки, дорисовывание объектов и многие другие игры, которые на первый взгляд никак не связаны с чтением. Однако, признано, что когнитивные способности и критическое мышление положительно сказывается на чтении.
Здравствуйте. Команда "Шесть миров", Гельфанд Анна Андреевна. Я думаю, что нужно превратить обычное чтение в семейную традицию. Чтение вместе перед сном. Одну страницу я, вторую - ты. Приносить любимые произведения в школу (то есть произведения вне школьной программы), одну перемену или 15-20 минут после урока, использовать для обсуждения книг. Кто-то из детей заинтересуется книгой одноклассника и попросит почитать.
Здравствуйте! Команда «Шесть миров». Можно разнообразить обычное чтение на уроке аудиосопровождением и иллюстрациями, так как ни все тексты «охотно» воспринимаются школьниками. Особенно, если текст большой (дети просто устают), в этот момент будет интересно детям представить «свою картину» во время аудиопрослушивания текста. Если каждый урок - знакомство с текстом будет однообразное чтение и однообразный разбор текста, то детям станет со временем просто скучно и неинтересно.
Добрый день! Позитив с.Гродеково
Мы часто себе задаем вопрос: как же пробудить интерес к чтению у детей?
Как их заставить читать? Любовь к чтению, конечно, нужно воспитывать. Сначала, чтобы пробудить у учеников желание самим читать книги, мы читаем вслух наиболее важные эпизоды, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: «А что там дальше?» - и прочли сами. Стараясь как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие
литературного языка писателя, но и захотели бы узнать, что же было дальше. В немалой степени способствует активизации читательского интереса учащихся «игровые» приемы обучения, потому что во время игры дети чувствуют себя естественно, не ощущают давления со стороны старших, психологически они более раскрепощены. Многие игры опираются на уже имеющуюся базу знаний, в другом случае должны проявить смекалку. Но игры, к которым нужно готовиться, которые подразумевают предварительное чтение, анализ прочитанного, дополнительную работу - очень полезны. Игра
помогает детям делать чтение осмысленным и более внимательным. Например, при пересказе литературных произведений можно использовать
игру «Дружный пересказ». Игра носит соревновательный характер. Класс делится на две команды. Члены одной из них начинают пересказывать
прочитанное произведение по цепочке - один говорит не более двух фраз. Если кто-то не смог подхватить рассказ на счет «раз», «два», «три», его продолжает по тем же правилам команда соперников. Выигрывают те, кто меньше нуждался в посторонней помощи. Таким образом, чтобы победить в
игре-соревновании,
•учащимся необходимо внимательно прочитать
произведение и хорошо ориентироваться в тексте.
Румянцева Е.Ш., команда "Пять баллов".
Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Необходимо продумывать любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать. Чтение из-под палки — путь к нечтению вообще. И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Это абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”.
В своей работе использую такие приёмы:
- пятиминутку чтения (на каждом уроке дети читают свою книгу, делятся впечатлениями, советуют прочитать ее одноклассникам);
- приём щадящего чтения;
- ежедневный самозамер скорости чтения. Считаю, что данный приём в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата;
- зрительные диктанты, которые способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат.
Здравствуйте. Команда "ШОК" Засухина Ольга Анатольевна"
Умение читать – это желание читать. Если у ребенка нет желания читать – значит, он не умеет читать. Значит, то «чтение», которому его научили - это имитационное чтение. Человек читающий – это человек, в котором каким-то образом оказался зажжен «огонь чтения». Это человек, в котором сформирован читательский драйв. И это первыйУмение читать – это искусство СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом. Впрочем, умение читать - это, конечно, не только умение проявлять свою субъектность в процессе творения своих образов или выстраивания произвольной траектории путешествия по читаемому тексту
Это, конечно, еще и умение слышать, умение понимать читаемый текст. Например, умение адекватно реконструировать то, что находится «за» текстом – умение «считывать» спрятанные в тексте смысловые и художественные образы. Умение не просто кусочечно выхватывать из текста отдельные слова и предложения или даже отдельные фрагменты и понимать их как душе заблагорассудится, а искусство чувствовать, воспринимать и дешифровывать целостную ткань текста, искусство воспринимать текст как некую целостность. Иными словами, умение читать – это искусство быть адекватным читателем. А, значит, обнаруживать спрятанного за текстом собеседника - некоего ДРУГОГО, которого, оказывается, можно понимать, и с которым можно вступать в диалог.
Огромная беда современной российской школы заключается в том, что она торопится навязать ребенку понимание того, что стоит за текстом, торопится дать готовые ключи к дешифровке текстов – тогда, когда у детей не сформирована сама потребность в этой дешифровке, и они не понимают смысла этой дешифровки. Они своё-то еще не успели сформировать, а им уже услужливо подсовывается «как надо». И всё это в условиях, когда знакомство с тем или иным художественным произведением жестко подчинено невротической гонке по освоению «учебной программы». А в результате торопливо подсовываемые ребенку связки литературоведческих ключей оказываются в его руках бессмысленными и бестолковыми погремушками, а диалогического приближения к тайнам художественного текста так и не происходит. Текст разрушается имитацией анализа, а вовсе не становится более притягательным и объемным. А значит, происходит что-то радикально не то. Благие намерения ведут, как обычно, в известное место.
Вообще говоря сформировать в ребенке способность к продуктивному пониманию и аналитическому восприятию художественного текста невозможно в условиях гонки на скорость. Чтобы освоить искусство адекватного понимания, нужна кропотливая и медленная работа на небольших островках художественных текстов. И любая торопливость здесь противопоказана. И уж во всяком случае понимание не может быть навязанным. Траектория понимания не может быть одинаковой для всех. Реконструкция авторского образа и авторской мысли требует работы медленного восхождения к другому, а не торопливого ответа на наивно-лобовой вопрос «что хотел сказать автор?».
Вот почему в своей работе с детьми я начинаю с тех произвольных образов-картинок, которые продуцируют сами дети. А затем добавляю новые детали текста – и смотрю, как корректируется исходный образ-картинка. И не жалею времени на эту увлекательную игру. Ведь задачка заключается вовсе не в том, чтобы ребенок ответил на вопрос «что хотел сказать автор?» или на друшие «методические» вопросы, на которые обычно предлагается отвечать детям по прочтении того или иного текстового фрагмента. Нет, важнейшая с моей точки зрения задача должна заключаться в том, чтобы ребенок научился корректировать свою внутреннюю картинку в процессе чтения текста. И на самом деле это очень увлекательная задачка, похожая на прохождение квеста или складывание паззла. Я читаю текст, наполняя его своим воображением, но при этом вовсе не отправляюсь в вольное, оторванное от текста вообразительное путешествие (хотя в какие-то моменты и это возможно: как же это увлекательно – сочинять свои ответвления читаемой книги, придумывать ее альтернативные варианты!), но занимаюсь постоянной корректировкой своего исходного образа. Появляются новые детали текста – и эти детали вносят свои коррективы в мою вообразительную картинку. Это и есть процесс понимания, процесс диалога в его первичном виде. Оказывается, невероятно интересно замечать, как появление каких-то новых текстовых деталей вносит коррективы в ту внутреннюю картинку, которую рисует мое воображение.
А еще умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство наслаждаться эстетикой читаемого текста, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст
Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения. И это искусство так же может формироваться уже на самых ранних ступенях становления читателя. Для ребенка младшего школьного возраста игра по распознанию авторского стиля и авторского языка может быть чрезвычайно интересной. И это еще одна игра с текстом, которая помогает стимулировать внутреннего читателя. Один и тот же сюжет может быть описан совершенно разным языком. Одна и та же сказка может быть рассказана в совершенно разной стилистике. Оказывается, книга – это не просто рассказ о чем-то. Это рассказ, написанный тем или иным образом, с помощью того или иного языка . И, кстати, сформированность такого внутреннего художественного навигатора можно рассматривать как высший результат школьного литературного образования. Техникучтениявначальных классахнужнопроверять обязательно. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверкитехникичтения.
Команда "Началочка". Иногда использую такую практику: узнаю, что увлекает ребят. Например, играет ребенок в волейбол. Ему интересно, значит, интересны будут и книги, касающиеся данного вида спорта, биографии известных волейболистов, книги по технике тренировок. Советуюсь с библиотекарем,подбираем материал. Начинает ребенок с того, что наиболее приятно. Потом можно будет подкинуть как бы случайно что-нибудь научно-фантастическое или просто вспомнить, что нам нравилось в детстве. Начинаем читать перед уроками. Делимся впечатлениями,эмоциями. Это тоже вызывает интерес к чтению
Пекарь Виктория Владимировна, команда "Позитив", г.Хабаровск.
Опираясь на свой опыт работы могу сказать, что не заметила такой особенности. Вначале обучения нечитающим детям сложнее, но со временем ребята выходят на один уровень, и чтобы поддерживать интерес к чтению необходимо подбирать для дополнительного чтения произведения соответствующие возрасту, чаще посещать библиотеку классом для знакомства с миром книг.
Здравствуйте! Гнедая Светлана, команда "ТРИО". Согласна, что многократное чтение одного и того же текста без творческих заданий вызывает отторжение к чтению.
Очень заинтересовала статья, ссылку на которую дала Оксана Орехова (команда "УУД") https://mel.fm/blog/yekaterina-khasanova1/60149-21-sposob-pomoch-detyam-v-nachalnoy-shkole-polyubit-chteniye "21 способ помочь детям в начальной школе полюбить чтение". Некоторые способы точно опробую на своих уроках.
Для того, чтобы заинтересовать детей уроками чтения, часто включаю на уроках видео- и аудиозаписи - чтение изучаемых произведений известными артистами. Это и образец выразительного чтения, и развитие творческих способностей. Некоторые дети любят подражать артисту.
При изучении произведений М.Зощенко включала на уроке видеозапись передачи "Радионяня" (очень популярной в советское время) - дети с интересом посмотрели спектакль .
Здравствуйте! Зимина Ирина Валерьевна команда "Пионе20.ки"
Учимся читать - играя!
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
Кубики Зайцева.
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
И таких методик огромное множество, выбираем, играем и читаем с удовольствием!!!
Кыштымова Виктория Александровна команда "Школа перемен"
Иногда родительская просьба почитать вызывает категорический отказ ребёнка. У него пропадает настроение, он может даже заплакать. Нина Шевчук рассказывает, как научить читать без принуждения.
Сегодня задача научить ребёнка читать легла на плечи родителей. И у них есть огромный выбор: частные сады, развивающие центры, детские клубы, где учат читать с трёх-четырёх лет. Но есть несколько причин, которые мало кто из педагогов этих учреждений и самих родителей учитывает. В итоге после такого обучения навык чтения не формируется, а наоборот, к нему начинается негативное отношение. И уже в первом-втором классе наблюдаем панический страх чтения у детей.
Что нужно учитывать при обучении чтению
Уровень развития когнитивной базы: память, внимание, восприятие, мышление.
Возраст. Строение коры головного мозга ребёнка в три года сильно отличается от коры головного мозга семилетнего ребёнка. В семь лет количество нейронных связей значительно выше, чем у ребёнка трёх лет. Могут ли малочисленные связи в трёхлетнем возрасте обеспечить такой сложно координированный и многофункциональный процесс, как чтение?
Чаще всего, когда ребёнка начинают учить буквам, взрослые не знают и не видят, насколько он готов к обучению, есть ли у него ресурсы на это.
Методики обучения чтению. Их сегодня множество. Обычные родители теряются в море информации и не знают: как, во сколько и каким образом научить читать.
Процесс научения чтению проходит несколько стадий:
Автоматизация букв,
Автоматизация слогов,
Автоматизация коротких слов.
Если ребёнок едва различает буквы, и ему тут же дают слоги и слова, а он сидит и отгадывает, то это на самом деле не обучение чтению, а чёткое формирование страха перед ним.
Потому что у ребёнка не готова когнитивная база для обучения в три-пять лет, значит, чтение будет вызывать огромные трудности. Это взрослым кажется: что такого, буквы запомнил и в слоги соединил. А для ребёнка это сложнейший процесс, который можно сравнить с обработкой информации равной десяти томам в 800 страниц за раз. Сколько нужно взрослому на изучение такого материала? А почему мы думаем, что создавая новый навык у ребёнка, — это раз и готово.
Именно из-за того, что родители не учитывают, насколько тяжело даётся запоминание букв и соединение их в слоги, и создаются серьёзнейшие проблемы с чтением.
Максимова Ольга Викторовна команда "Хранители знаний".
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни".
В. А. Сухомлинский
Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека. В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и все больше утрачивают интерес к литературе. В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Современные информационные технологии предлагают гораздо более легкий способ приобщения к мировой классике – через фильмы, мультфильмы. Ребенок всегда идет по наиболее легкому пути. Если для прочтения сказки нужно приложить усилия, то гораздо проще включив любимый компьютер или планшет просто посмотреть.
Считается, что читателем человек становится или не становится в первое десятилетие своей жизни. Именно дошкольный и младший школьный возраст наиболее важен для формирования потребности в чтении и любви к книге. Читающий ребенок более успешно овладевает учебной деятельностью, у него расширяется кругозор.
Роль семьи в развитии интереса к чтению.
Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему».
Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда:
- ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
- когда он откроет личный смысл в читаемом,
- когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного потенциала.
Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи имеет внеклассное чтение. Внеклассное чтение – это значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее. А также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественный литературы. Очевидно, что работу по формированию читательских навыков и расширяющего читательского кругозора лучше начинать с самого детства.
Повысить учебную мотивацию у младших школьников позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу. Задания носят непринужденный игровой характер. Методические приемы, которые способствуют формированию читательских навыков и способствуют повышению мотивации младших школьников к чтению, помогают воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
Использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения:
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т. д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе, наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память.
Это всего несколько приемов из множества существующих.
Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.
Здравствуйте! Степанова Ольга Геннадьевна, команда «Позитив», город Хабаровск
Понимание – основной фактор жизни человека.
Ребёнок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв и звуков, а смысловую единицу, желательно постоянно работать с ребёнком над значением слов.
Начинать эту работу следует ещё в дошкольном возрасте, когда малыш только учится говорить. Проходить она должна интересно, тогда дети будут стремиться узнавать всё больше и больше. Постепенно они привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни одного слова, значение которого им неясно.
Есть много различных способов того, как повысить интерес к чтению у детей, но для каждого ребёнка очень важна «ситуация успеха». Состояние, когда ребёнок получает обратную связь: «Ты молодец!» Ученик приносит в школу хорошую книгу, в которой он отлично разбирается и рассказывает одноклассникам, он получает внимание и одобрение, уважение одноклассников. «Ситуация успеха», на мой взгляд, усилит интерес к книгам, ребёнок продолжит чтение. Необходимо поощрять чтение детей, что поможет повысить интерес к чтению.
Команда 2×2
Соглашусь с мнением, что любовь к чтению книг прививается с самого детства. О важности чтения должны помимо педагогов, говорить и родители, и привививать у детей потребность взять в руки книгу.
Команда 2×2
Соглашусь с мнением, что любовь к чтению книг прививается с самого детства. О важности чтения должны помимо педагогов, говорить и родители, и привививать у детей потребность взять в руки книгу.