Большое спасибо всем вам, дорогие коллеги за ответы! Каждый из них ценен. Открою небольшой свой секрет: ЗБР можно выявить в 2 педагогических такта. Первый - выяснить ЧТО ЗНАЮТ РЕБЯТА ПО ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ, КОТОРУЮ ПРЕДСТОИТ ИЗУЧИТЬ.)). Предложите 2 такт, который гарантировано поможет помочь выявить индивидуальную ЗБР. Ответ на вопрос о втором такте может быть таким: А что по этой теме вы хотели бы узнать? Какие вопросы вас интересуют? Я запишу их на белой доске и мы будем искать ответы на ВАШИ вопросы.
Второй такт выявления ЗБР- организация сотрудничества и формирующее оценивание. Как это организовать и какие приемы оценивания использовать? Я думаю, что методическая копилка есть у каждого учителя по каждому предмету и она всегда пополняется.
Куцарева Елена Витальевна, команда "Нить Ариадны".
Второй такт - организация сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения индивидуальной ЗБР ученика. Через что (технологии, методики, методы и приемы) организовать сотрудничество - это дело каждого учителя и его методического багажа.
Здравствуйте.Команда "Металикум".Изучая любую тему ,для начала интерисуюсь,что дети уже знают по ней.В конце урока уточняю у ребят,что им ещё интересно узнать по этой теме,остались ли у них вопросы,на которые хотели бы знать ответы.И договариваемся,кто из ребят подготовит сообщения по данным вопросам.И они самостоятельного готовят какой-то доклад.
Для того,чтобы определить как развиты у детей ЗБР,периодически провожу олимпиады в классе.Так как,в олимпиадах, задания даются повышенной сложности.По ним можно выявить уже индивидуальную ЗБР.
Команда "Багаж" Наталья Гаер. Добрый день. Я тоже использую в своей практике олимпиадные задания. Есть хорошие сайты, в которых после прохождения теста, викторины или олимпиады можно получить Диплом. Тем самым решаем проблему заполнения Партфолио ученика. По окружающему миру выполняем тестовые задания после каждой темы.
Ребятам и мне легче понять по каким вопросам еще остались пробелы. А также, ребята могут ориентироваться по выставленному результату о своей отметке по данной теме по предмету.
Второй такт, чтобы выявить ЗБР - что не знаю и что для этого нужно сделать.
Через проблемную ситуацию ребята приходят к заключению, что не могут выполнить задание полностью, т.к. не хватает знаний. На доске записывают, что необходимо узнать и где это можно узнать.(т.е.план работы на уроке).
На уроке можно предложить:
- задания разного уровня (от простого к сложному)
-работа в группе (учащиеся разной мотивации(сильный-слабый)
Зона ЗАР и зона ЗБР очень тесно связаны. Я веду обучение в этих зонах на всех этапах урока, так как то, что раньше входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Сначала я определяю проблему, а потом даю задания, чередуя простые задачи с более сложными, которые требуют новых знаний. Считаю самым главным не навязывать, не вмешиваться, не решать задачу вместо детей, а помочь и направить, развивая у детей потребность в новых знаниях. Строю задания таким образом, чтобы детям приходилось напрягаться, как умственно, так и физически, поднимаясь на более высокий уровень.
Степанова Ольга Геннадьевна, команда "Позитив" Хабаровск. Эффективный способ заинтересовать ученика, создать ситуацию успеха, развивать поисковую деятельность в сотрудничестве с одноклассниками. Правильно организованное сотрудничество ученик-ученик или ученик-учитель - это мастерство учителя. Роль учителя - консультант и наблюдатель.
Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент.Ребенку нужно предлагать то,что он, во- первых,легко усвоит в данный период, а во вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочные знания для дальнейшего развития.
На уроке математики при работе с задачами мы анализируем, выделяем составные части: условие и вопрос. В связи с тем, что у детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, условие необходимо изобразить (в виде схемы или чертежа). Более старшие в таблице или главными словами. Тут появляется затруднение в выборе способа краткой записи задач. На помощь приходит учитель.
Максимова Ольга Викторовна, команда "Хранители знаний".
Школьник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей ребёнка. Это является показателем зоны его ближайшего развития.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи.
Выделяют 5 позиций общения:
Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если ребёнок не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Независимая позиция – наставник незначительно содействует школьнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
Я считаю, что 2 такт- это Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педагог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спорные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполнения работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет».
Для того, чтобы определить зону ближайшего развития ребенка, мне важно узнать текущий уровень знаний ученика. На этапе актуализации знаний я провожу короткую викторину или опрос по теме, чтобы выявить области, уже освоенные учениками. Обобщаем, «что знаю» по изучаемой теме и «что хочу узнать». Затем при постановке проблемы подхожу с детьми к тому, что наших знаний недостаточно для того, чтобы ответить на проблемный вопрос урока. Предлагаю задания, которые дети не могут выполнить с легкостью, самостоятельно. Оказываю помощь детям, направляю, чтобы ученики могли самостоятельно достичь результата. Для этого предлагаю детям большое количество заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Таким образом, использование зоны ближайшего развития младших школьников на уроках повышает не только уровень развития, но и качество знаний учащихся.
Второй такт для выявления индивидуального ЗБР, на мой взгляд, это сотрудничество. Необходимо определить как много обучающийся может выполнить самостоятельно, и когда у него (у обучающегося) появится необходимость в сотрудничестве для "решения задачи, выходящей за пределы его умственного возраста" (Л. С. Выготский). Чем спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала обучающегося.
Добрый день, команда "Перемена на РАССВЕТНОЙ". Бокарева Л.А.
При изучении нового материала на уроке, создается проблемная ситуация, ребёнку одному сложно решить эту проблему: определить тему,цель урока, задачи и тд., на помощь приходит учитель. При взаимодействии учителя с учениками, детям легче изучать новый материал. Только при взаимодействии учителя и ученика у ребенка будет успех в обучении. Для того , чтобы использовать правильно ЗБР необходимо изучить теоретический конструктор. Все дети разные, развиваются по - разному, соответственно, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход. Поэтому, я считаю, что учитель должен помогать в обучении каждому ребёнку.
ФАНТАЗЕРЫ. Второй такт - ЗАЧЕМ? Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития учащегося подготавливающую дальнейшее обучение и одновременно создает новую. То, что сегодня обучающийся делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.
Здравствуйте, коллеги! Галинская Наталья Вячеславовна, команда «Позитив», город Хабаровск
Для выявления зоны ближайшего развития обучающихся, в своей работе использую технологию проектной деятельности, т. к. именно эта деятельность способствует развитию познавательного интереса детей. В процессе создания группового проекта (например, по окружающему миру), идет тесное сотрудничество между детьми в группе и учителем, который выступает в роли консультанта. Ребята обмениваются информацией, создавая совместный продукт (презентацию или документ) по какой-либо теме, и выбирают лучший вариант для представления другим группам.
Я работаю в классе для детей с задержкой психического развития. Поэтому мои дети все время находятся в «зоне ближайшего развития»)). Сначала очень трудно работать с такими детьми – сказывается задержка высших психических функций ребенка. ЗАТО… когда дети переходят в «зону актуального развития», можно говорить о переводе ребенка в нормотипичный класс. Очень радостно наблюдать за ребенком, когда он начинает понимать, что у него уже почти все получается.
Я – молодой специалист, работаю несколько месяцев воспитателем в группе продленного дня. Честно скажу, чтобы ответить на Ваш вопрос, обратился к интернету. Никогда не задумывался о зонах ближайшего и актуального развития. Рад, что для себя узнал новое.
Мы считаем, что необходимо использовать открытые вопросы. Открытые вопросы помогают ученику думать самостоятельно и не повторять то, что уже сказали.
Для того, чтобы успешно использовать концепцию ЗБР, важно знать текущий уровень знаний ученика. В начале урока провести короткую викторину или дискуссию по теме, чтобы понять области, уже освоенные учеником.
Не давать ответы быстро. Цель концепции ЗБР состоит в том, чтобы помочь ученику самостоятельно достичь решения, а не дать ему готовый ответ.
Подсытник Надежда Ивановна, команда "Нить Ариадны".
Выявить индивидуальную ЗБР ребенка можно с помощью оценивания выполненных заданий или прохождения каждым ребенком определенных этапов урока. Характер оценивания должен активизировать познавательную деятельность учащихся в зоне ближайшего развития. Оценивание должно быть вариативным и формировать у школьников умение оценивать свои результаты, видеть ошибки. Я использую инструмент самооценки «волшебные линеечки», предложенный психологами Т. Дембо и С. Рубинштейном. Например, при изучении темы «Неравенства» в первом классе даю разноуровневое задание по записыванию неравенств. Линеечки выглядят, к примеру, следующим образом:
То же самое делает и учитель, но только после оценивания работы учеником.Для учащегося это не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения, не допускать исправлений, стремиться к выполнению заданий более сложных уровней. Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистке, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на традиционный язык отметок. При такой работе возможно ведение листов индивидуальных достижений по математике.
Денисова Оксана Леонидовна, команда "Нить Ариадны".
Диагностика ЗБР возможна через психологические тесты, они разработаны давно и валидны. Учитель, используя их, должен обладать определенным багажом психологических знаний. При такой диагностике важно учитывать множество факторов, ребенок может быть не заинтересован в решении задачи, не хочет принимать помощь взрослого, и состояние здоровья. Каждый ребенок уникален, это должен учитывать педагог.
Здравствуйте, коллеги! Любовь Владимировна Бегун, команда «Позитив», город Хабаровск. Обучение возможно только в процессе общения детей между собой и общения учителя с детьми. Ведь ребёнок развивается в ситуации сотрудничества, а сотрудничество предполагает диалог.
Главная идея технологии сотрудничества - создать комфортные условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Одна из моих любимых, применяемых мною на уроках английского языка, хотя, возможно не самой простой, является технология «Учимся вместе» (“Learning together”). Вся изучаемая тема делится между группами. Каждая команда готовит свой отрывок и впоследствии делится изученным со всем классом. Но всегда напоминаю детям правило «делаем вместе, а не вместо». Безусловно, ребята при возникновении тупика, вопроса могут обратиться за помощью ко мне. Считаю, что такая ситуация между способностями учащихся и требованиями задачи, которую перед ними ставлю, и решается как раз посредством сотрудничества ученика и педагога, ученика и ученика.
Кондратова Светлана Васильевна, команда "Нить Ариадны".
Второй такт: выработка способностей самостоятельно преодолевать учебные трудности. для того чтобы использовать концепцию ЗБР, важно знать текущий уровень знаний ученика. Для выявления уровня знаний с первого класса провожу входные диагностики. По результатам диагностик составляю разноуровневые задания на урок. После выполнения заданий дети самостоятельно оценивают свои результаты. С первого класса дети участвуют в дистанционных конкурсах: "Старт", "Лисёнок","Кириллица", а также в олимпиадах разного уровня, где дети самостоятельно выполняют задания, тем самым проверяют свои знания. Хороший результат дают самостоятельные работы, которые использую на каждом уроке.
Добрый день! Команда “Позитив” Хабаровск, Шевченко Елена Викторовна.
Прежде всего, при изучении новой темы (понятия, алгоритма и т.д.), ребят необходимо замотивировать (увлечь), а это можно сделать, если грамотно построить урок. На своих уроках создаю проблемную ситуацию или задаю проблемный вопрос, на который необходимо ответить. Ребята, работая в группах (парах), высказывают свои предположения (пути решения) этой проблемы, кратко фиксируя их в виде кластера (таблицы, алгоритма и т.д.). Затем эти предположения проверяем коллективно и находим верное решение. Может быть, что верного ответа не будет (не нашли путь решения проблемы), тогда наводящими вопросами пытаюсь их вывести на верный ответ. Бывает, что путей решения проблемы несколько, тогда находим наиболее рациональный (понятный) способ. Конечно, создание проблемной ситуации и поиск путей решения это затратный процесс, но ребята испытывают истинное удовлетворение от того, что они САМИ нашли выход из проблемной ситуации. Важным этапом в уроке должна быть рефлексия.
Также, в своей работе использую дифференцированный подход. Ребятам предлагаю карточки с разной сложностью заданий, они сами выбирают себе карточку. Вот здесь можно выяснить ЗБР с учеником.
Принимаем участие с детьми в олимпиадах(конкурсах) разного уровня и сетевых проектах. Данные мероприятия хорошо помогают определить зону ближайшего развития ребенка.
Разуваева Ольга Салаватовна, команда "Нить Ариадны".
Каждый ребёнок субъективен, его развитие протекает с разной скоростью ЗБР ученика - это то, что умеет делать ребенок с помощью учителя, поэтому выявить индивидуальную ЗБР можно через организацию совместной деятельности учителя и ученика, ученика и ученика. Это деятельность может быть организованна через различные приемы и методы.
Здравствуйте, команда "Тумнин". Дондокова Сэржэн Жигмитовна. Если учитель видит, что ребенок не справляется с заданием, но при этом почувствует, что у ребенка есть желание решить задачу, т.е. ребенок имеет мотивацию, готовность преодолеть трудность, напрячься, преодолеть непонимание и все же решить задачу, то он находится в зоне ближайшего развития. При незначительной, подталкивающей к самостоятельному нахождению решения ребенок достигает успеха. Дальнейшая работа ведется по закреплению и присвоению способа действия в аналогичных ситуациях.
Дети знакомятся с разными поэтами и их произведениями. Учитель просит высказаться, какое стихотворение было легче читать? Почему? После дискуссии, учитель акцентирует внимание на рифмующихся строчках. Зарисовывая схему рифмующихся строк, дети делают вывод, что перекрестная рифма наиболее понятна и проста для чтения. После, можно предложить самостоятельно выбрать стихотворения с перекрестной рифмой. Возможны задания в парах.
Первый такт, как выше сказали, выяснение ЗАР (зоны актуального развития), далее выясняем ЗБР ребенка. Данную ступень можно выявить через выдачу самостоятельной работы, например, по математике. Задания будут выглядеть следующим образом: 1.Запиши каждое число как сумму разрядных слагаемых. 2.Выполни вычисления. 3.Подчеркни верные равенства. И другое. И то задание, на котором ребенок "споткнётся" это и будет ЗБР. А выполненные задания без ошибок будут относиться к ЗАР. Таким образом, через выдачу каких-либо заданий по любому предмету в форме самостоятельной работы можно выявить ЗБР и начинать работать с ней, применяя различные подходы (личностно-ориентированный, дифференцирующий и тд).
Согласно теории Л.С. Выготского, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности.
Учителю важно выявлять условия для эффективного использования ЗБР, при реализации которых решаются образовательные задачи.
В своей деятельности, на уроках математики, я реализовываю данный подход при использовании заданий комплексного характера, выполнение которых способствует решению нескольких учебных задач. Основные требования к таким заданиям следующие:
- возможность многовариантных решений;
- косвенный путь познания;
- задачи не должны быть слишком простыми для выполнения и в то же время невыполнимыми;
- иметь творческий характер разного уровня.
Описанный подход в формировании образовательного пространства показывает высокую эффективность, поскольку процессы развития идут вслед за процессом обучения.
Здравствуйте!Команда «Шесть миров».После того, как мы выясняем, что дети знают по теме, ставим перед собой задачи о том, что хотели бы еще узнать. Далее можно предложить разделиться ребятам на группы. В каждой группе они выбирают своего «учителя»/командира, который будет следить за всем процессом. То есть по факту выполнять роль учителя в своей группе. Далее по жеребьевке распределяются вопросы (обязательно вопросы должны быть равные по уровню сложности), и начинается уже сама работа. Во время работы учитель следит за работой в группах, но руководят процессом сами дети.
Генбихнер Елизавета, команда "Багаж"💼. Любой воспитательный и образовательный процесс в современной школе стремится к ЗБР, где после помощи учителя или более «сильного» сверстника по этой проблеме ученик способен к решению различных научных📗 (школьных) заданий. При работе на ГПД, проверке выполненного задания по школьному предмету, ✏️стараюсь направить ученика на самостоятельное нахождение ошибки: подчёркиваю строчку, где ошибку необходимо найти. Таким образом, ребенок сам способен проверить свой результат.
Добрый день. Мне трудно судить о качестве выданных д/з, т.к. я работаю не так давно в школе, но что с ребятами усердно приходится заниматься, и это тяжелый труд.
Здравствуйте, Куничук К. Ю., команда УУД. Младший школьный возраста- возраст, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала. Поэтому важно во время выявить условия для эффективного использования ЗБР, при реализации которых уровень развития и качество знаний учащихся будет повышаться. В моей практике преобладает наличие большого количества заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Задания не должны быть лишком простым для выполнения и в то же время невыполнимыми, то есть учащиеся должны прикладывать определённые усилия для выполнения этих заданий:анализировать, сравнивать и тд. Также для выявления ЗБР необходимо использование косвенного пути познания. При объяснении материала учитель не должен задавать прямые вопросы, необходимо создавать ситуации, в которых дети самостоятельно ищут пути решения, рассуждают, высказывают свое мнение.
Спасибо за Ваше мнение! Правильно ли я поняла, что в развитии ЗБР роль педагога направляющая к источнику информации? Но все же КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗБР у ребенка?
Новые стандарты образования диктуют и новые роли педагога. В отличии от традиционной системы образования учитель сегодня - это куратор и помощник ученика, который направляет ребёнка к познанию окружающего мира. Правильно подобранные задания покажут учителю и зону актуального развития (то, чем ребёнок уже владеет), и зону ближайшего развития (то, что ребёнок не может освоить самостоятельно, но способен освоить при помощи учителя)
Здравствуйте. Команда "Багаж". Анна. В своей практике стараюсь давать дифференцированные домашние задания. Например, по окружающему миру даю сильным учащимся составить викторину по теме урока, но с добавлением вопросов, какие не проходили на уроке. Замечаю, что дети не только с желанием выполняют поручение, но им нравится выступать перед классом. Думаю, что тем самым я создаю ситуацию успеха и развиваю ЗБР.
Здравствуйте! Команда "Нанотворители" Виктория Александровна Шпаченко. 2 такт - на уроках использую метод проекта. Например, тема "Имя существительное", где дети создают проекты на заданную тему, по которым можно судить об усвоении темы (ограниченные знания или расширенные).
Здравствуйте! Команда "Нанотворители" Наталья Владимировна Блинова. 2 такт - используя на уроках разноуровневые "конверты" (базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень). Ребенок сам выбирает конверт с заданием, опираясь на свои знания по данной теме. А также создаю карточки на образовательной платформе Учи.ру, которые показывают усвоение темы и предлагает выдать задание на закрепление данного умения, индивидуально каждому ребенку.
После того, как ребенок выполнил задание по желанию и справился с ним, предложить выполнить задание повышенного уровня. Если потребовалась помощь учителя, то это и есть ЗБР ребенка.
Здравствуйте, команда "УУД" Лось С. А. Для того, чтобы определить стартовые возможности учащихся предлагаю самостоятельную работу базисного уровня. Если ребёнок с ней справляется, то он находится в зоне ближайшего развития, если у него есть затруднения, то он находится в зоне ближайшего развития. В начальной школе хорошим подспорьем для такой работы являются комплексные работы. На основании полученных результатов, уже можно строить и планировать дальнейшую работу. На втором этапе использую карточки с образовательного сайта учи. ру. Удобно, что они тематические и представлены в нестандартной форме.
Здравствуйте, команда УУД, Орехова О.В. Для выявления ЗБР использую стартовую диагностику. Распределяю детей по группам со схожими проблемами. На уроках и при индивидуальной работе использую комплексные задания, это помогает решить несколько задач сразу. На уроках создаю комфортную и благоприятную обстановку, чтобы ребята чувствовали себя уверенно и спокойно.
Здравствуйте! Команда "Нанотворители" Татьяна Викторовна Соловьева. Считаю важным выделить величину ЗБР у отдельных детей, не всякое обечение дает действенный результат. Для этого на уроках хорошо помогает работа по разноуровневым карточкам и разнеуровневым группам. Система подобранных заданий помогает ребенку самостоятельно выбрать уровень сложности, выполнения работы по данной теме, а учителю дает возможность определить у ребенка ЗБР.
Хороший метод, тоже часто практикую разноуровневые карточки. Но иногда при ситуации выбора, дети боясь, что не справятся, выбирают карточки более лёгкие, хотя им по плечам и более высокий уровень трудности.
Здравствуйте! Зинчук Ирина Петровна, команда «На рассветном»
Родителям не стоит ждать быстрых или мгновенных результатов. Освоение ЗБР, как правило, идет по следующему принципу:
Родитель знакомит малыша с новой деятельностью и тот только присматривается к ней (этот этап может занимать немало времени).
Родитель делает, а ребенок оказывает ему посильную помощь.
Ребенок делает вместе с родителем.
Он делает, а взрослый помогает.
Ребенок делает один.
Для того, чтобы все прошло быстро, взрослый должен использовать понятные слова для объяснения. Не стремитесь сразу все сделать или ответить за ученика — он должен тренировать быстроту мышления и смекалку, отвечая на ваши вопросы. Лучше используйте вопросы с открытым концом, чтобы побудить ребенка размышлять и думать. Так процесс обучения пойдет быстрее.
Здравствуйте, Наталья, команда «Скала». Часто использую помощь ребят, которые самостоятельно справляются с заданиями. Их я называю «экспертами». Именно к ним, а не к учителю обращаются дети, у которых возникли проблемы с решением. К следующему уроку «экспертов« становится больше, Ведь всем нравится побывать в роли «учителя».
Мотивация к познанию прекрасная. Очень пхорошо, когда эксперт объясняет что-то новое своему товарищу. Но мы сейчас обсуждаем товарища. В как ЗБР выяивить?
Здравствуйте. Команда "Багаж" . Наталья Гаер. ЗБР при работе помогает метод "Сотрудничество", где ребята работают в группе и могут продублировать информацию друг другу несколько раз, тем самым сфокусировать внимание на проблеме по теме.
Здравствуйте! Крисько Мария Михайловна - команда Три-Умф. На занятиях изобразительного искусства использую художественно-комбинированные работы и творческие разминки. В качестве заданий на творческих разминках применяю разные игры, например игру "Дорисуй картинку". Такие разминки помогают поддержать атмосферу радости и сотворчества на занятии. Также использую отрывки музыкальных произведений, для стимулирования процесса создания образа в художественно-комбинированной работе. Такая работа напоминает своеобразную игру с использованием неожиданных цветных материалов.
Команда "Багаж". Наталья Гаер. Добрый день. Работаю уже 5-й год в пролонгированных классах, заметила такой немаловажный нюанс: ко второму году обучения дети не умеющие читать в 1-м классе, читают более уверенно и осознанно, чем те, которые пришли "читающими". Для себя сделала вывод, что ЗБР не всегда дает положительный результат. Индивидуальное развитие ученика начальной школы должно иметь постепенный характер, чтобы оставить желание самостоятельно осваивать, узнавать новое.😐
Не делайте преждевременных выводов)). ЗБР и на учение чнению - это не одно и то же. Быстро читающий и понимающий текст - это разный уровень развития. Они не всегда рядоположенные. Но благодаря Вам у меня появилась новая тема для отчуждения. Искреннее спасибо
Здравствуйте. Команда "Началочка". Одним из способов выявления ЗБР на уроке является создание проблемной ситуации. В ходе решения которой ребята применяют свои знания для решения проблемы,а если таковых недостаточно,обращаются за помощью к взрослому, к справочной литературе. Т е.находят пути решения. Учитель направляет,не подсказывая конкретный ответ, деликатно указывает на ошибки,хвалит за результат. Затем ,на основе уже закрепившихся навыков,разбирается новая тема. Вскоре проблемы,которые решались с помощью взрослых,становятся понятными и дети споавояются сами.
Здравствуйте. Гришукова Валентина Николаевна. Команда звон'ОК. При объяснении материала не задаю прямые вопросы, которые не требуют от учащихся применения каких либо усилий, а создаю ситуации в которых дети анализируют, рассуждают, высказывают своё мнение, самостоятельно ищут пути решения задачи. Например, при знакомстве с темой периметр многоугольника, предлагаю подумать над вопросом, сколько нужно отмерить тесьмы, чтобы обшить по краю салфетку. Дети начнут предлагать разные варианты. В результате работы выйдем на вариант измерения длины каждой из сторон многоугольника и нахождения их суммы. Как итог появится термин и определение периметра.
Здравствуйте. Генбихнер Елизавета, команда "Багаж". При решении математических задач использую метод "Не понимаешь - нарисуем рисунок". Работаю с детьми ЗПР, им легче увидеть и понять, чем услышать и понять. При рисовании ребенок воспринимает информации и детально запоминает последовательность решения задачи.
Здравствуйте. Янгляева Татьяна Анатольевна. Команда "Аш-Два-Во". Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.
Здравствуйте! Перевалова Светлана Анатольевна, команда "Аш-Два-Во". Во-первых, с первого дня обучения мои ученики попадают в информационно-образовательную среду учебного кабинета. В классе весь дидактический материал находится в распоряжении ребёнка - это максимальная наглядность, доступность, восприятие всеми органами чувств – всё это развивает и поддерживает интерес к обучению.
Во-вторых, в зоне ближайшего развития характер оценивания должен активизировать познавательную деятельность учащихся, поэтому на каждом уроке мы вместе с учащимися ставим определенные цели, а в конце урока ребёнок для себя подводит результат проделанной работы и оценивает свои действия на уроке. При выполнении домашнего задания, учащиеся оценивают свою работу с помощью условной шкалы. Затем то же самое делаю и я(учитель).
Здравствуйте! Рязанова Вероника Александровна, команда "Пионер20.ки".
Для того, чтобы определить ЗБР у своих ребят, начинаю изучение новой темы с проблемной ситуации, это позволяет выяснить уровень развития ребёнка не только для учителя, но и для самого ученика. Зачастую, выполнение задания нового вида даю без объяснений, это позволяет ребёнку самостоятельно найти разные способы решения, позже сравнить свой способ с решением одноклассников и понять, что надо делать при выполнении подобного упражнения.
Здравствуйте. Кузнецова Татьяна Павловна, команда "Пионер20.ки". На уроках обучение грамоте я предлагаю детям прочитать небольшие стихотворения.Ребята, которые умеют читать,с удовольствием это делают. Дети, которые не умеют читать, слушают внимательно других, таким образом у ребят проявляется желание научиться читать и тоже отвечать первыми.✔️
Гаспарян Елена Владимировна, команда Полёт.
Второй такт выявления ЗБР- организация сотрудничества и формирующее оценивание. Как это организовать и какие приемы оценивания использовать? Я думаю, что методическая копилка есть у каждого учителя по каждому предмету и она всегда пополняется.
Куцарева Елена Витальевна, команда "Нить Ариадны".
Второй такт - организация сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения индивидуальной ЗБР ученика. Через что (технологии, методики, методы и приемы) организовать сотрудничество - это дело каждого учителя и его методического багажа.
Здравствуйте.Команда "Металикум".Изучая любую тему ,для начала интерисуюсь,что дети уже знают по ней.В конце урока уточняю у ребят,что им ещё интересно узнать по этой теме,остались ли у них вопросы,на которые хотели бы знать ответы.И договариваемся,кто из ребят подготовит сообщения по данным вопросам.И они самостоятельного готовят какой-то доклад.
Для того,чтобы определить как развиты у детей ЗБР,периодически провожу олимпиады в классе.Так как,в олимпиадах, задания даются повышенной сложности.По ним можно выявить уже индивидуальную ЗБР.
Добрый день. Дищенко Т.Н., команда «Полёт»
Второй такт, чтобы выявить ЗБР - что не знаю и что для этого нужно сделать.
Через проблемную ситуацию ребята приходят к заключению, что не могут выполнить задание полностью, т.к. не хватает знаний. На доске записывают, что необходимо узнать и где это можно узнать.(т.е.план работы на уроке).
На уроке можно предложить:
- задания разного уровня (от простого к сложному)
-работа в группе (учащиеся разной мотивации(сильный-слабый)
-тесты
-работа с информацией и подготовка сообщения
-творческие задания т.п.
Команда ПЕДСЕКСТЕТ, Анастасия Ж.
Зона ЗАР и зона ЗБР очень тесно связаны. Я веду обучение в этих зонах на всех этапах урока, так как то, что раньше входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Сначала я определяю проблему, а потом даю задания, чередуя простые задачи с более сложными, которые требуют новых знаний. Считаю самым главным не навязывать, не вмешиваться, не решать задачу вместо детей, а помочь и направить, развивая у детей потребность в новых знаниях. Строю задания таким образом, чтобы детям приходилось напрягаться, как умственно, так и физически, поднимаясь на более высокий уровень.
Здравствуйте, коллеги!
Степанова Ольга Геннадьевна, команда "Позитив" Хабаровск. Эффективный способ заинтересовать ученика, создать ситуацию успеха, развивать поисковую деятельность в сотрудничестве с одноклассниками. Правильно организованное сотрудничество ученик-ученик или ученик-учитель - это мастерство учителя. Роль учителя - консультант и наблюдатель.
Команда Тумнин.
Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент.Ребенку нужно предлагать то,что он, во- первых,легко усвоит в данный период, а во вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочные знания для дальнейшего развития.
Бузина Г.Ю. Команда "Шесть миров".
На уроке математики при работе с задачами мы анализируем, выделяем составные части: условие и вопрос. В связи с тем, что у детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, условие необходимо изобразить (в виде схемы или чертежа). Более старшие в таблице или главными словами. Тут появляется затруднение в выборе способа краткой записи задач. На помощь приходит учитель.
Здравствуйте! Ершова Ирина Константиновна - Команда "Хранители Знаний".
Чтобы выявить зону ближайшего развития ребенка, нужно:
На уроках применять понятный для ребенка язык, который соответствует уровню развития ученика.
Использовать вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Так ученик получает возможность наиболее точно выразить свои мысли.
Начинать урок с короткой дискуссии, викторины, чтобы выявить те знания, которые уже освоены учеником.
Не давать ученику готовый ответ, нужно помочь ему самостоятельно достичь результата
Максимова Ольга Викторовна, команда "Хранители знаний".
Школьник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей ребёнка. Это является показателем зоны его ближайшего развития.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи.
Выделяют 5 позиций общения:
Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если ребёнок не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Независимая позиция – наставник незначительно содействует школьнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
Щенников Алексей, команда "Хранители знаний".
Я считаю, что 2 такт- это Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педагог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спорные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполнения работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет».
Команда «ПЕДСЕКСТЕТ» Лилия Б.
Для того, чтобы определить зону ближайшего развития ребенка, мне важно узнать текущий уровень знаний ученика. На этапе актуализации знаний я провожу короткую викторину или опрос по теме, чтобы выявить области, уже освоенные учениками. Обобщаем, «что знаю» по изучаемой теме и «что хочу узнать». Затем при постановке проблемы подхожу с детьми к тому, что наших знаний недостаточно для того, чтобы ответить на проблемный вопрос урока. Предлагаю задания, которые дети не могут выполнить с легкостью, самостоятельно. Оказываю помощь детям, направляю, чтобы ученики могли самостоятельно достичь результата. Для этого предлагаю детям большое количество заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Таким образом, использование зоны ближайшего развития младших школьников на уроках повышает не только уровень развития, но и качество знаний учащихся.
Цыбекжапова Цэ-Дари Хандаевна "Хранители знаний"
Второй такт для выявления индивидуального ЗБР, на мой взгляд, это сотрудничество. Необходимо определить как много обучающийся может выполнить самостоятельно, и когда у него (у обучающегося) появится необходимость в сотрудничестве для "решения задачи, выходящей за пределы его умственного возраста" (Л. С. Выготский). Чем спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала обучающегося.
Добрый день, команда "Перемена на РАССВЕТНОЙ". Бокарева Л.А.
При изучении нового материала на уроке, создается проблемная ситуация, ребёнку одному сложно решить эту проблему: определить тему,цель урока, задачи и тд., на помощь приходит учитель. При взаимодействии учителя с учениками, детям легче изучать новый материал. Только при взаимодействии учителя и ученика у ребенка будет успех в обучении. Для того , чтобы использовать правильно ЗБР необходимо изучить теоретический конструктор. Все дети разные, развиваются по - разному, соответственно, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход. Поэтому, я считаю, что учитель должен помогать в обучении каждому ребёнку.
ФАНТАЗЕРЫ. Второй такт - ЗАЧЕМ? Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития учащегося подготавливающую дальнейшее обучение и одновременно создает новую. То, что сегодня обучающийся делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.
Здравствуйте, коллеги! Галинская Наталья Вячеславовна, команда «Позитив», город Хабаровск
Для выявления зоны ближайшего развития обучающихся, в своей работе использую технологию проектной деятельности, т. к. именно эта деятельность способствует развитию познавательного интереса детей. В процессе создания группового проекта (например, по окружающему миру), идет тесное сотрудничество между детьми в группе и учителем, который выступает в роли консультанта. Ребята обмениваются информацией, создавая совместный продукт (презентацию или документ) по какой-либо теме, и выбирают лучший вариант для представления другим группам.
Команда ПЕДСЕКСТЕТ, Юлия Т.
Я работаю в классе для детей с задержкой психического развития. Поэтому мои дети все время находятся в «зоне ближайшего развития»)). Сначала очень трудно работать с такими детьми – сказывается задержка высших психических функций ребенка. ЗАТО… когда дети переходят в «зону актуального развития», можно говорить о переводе ребенка в нормотипичный класс. Очень радостно наблюдать за ребенком, когда он начинает понимать, что у него уже почти все получается.
Команда ПЕДСЕКСТЕТ, Илья Мельников
Я – молодой специалист, работаю несколько месяцев воспитателем в группе продленного дня. Честно скажу, чтобы ответить на Ваш вопрос, обратился к интернету. Никогда не задумывался о зонах ближайшего и актуального развития. Рад, что для себя узнал новое.
Здравствуйте! Команда «STATION EDUCATION»
Мы считаем, что необходимо использовать открытые вопросы. Открытые вопросы помогают ученику думать самостоятельно и не повторять то, что уже сказали.
Для того, чтобы успешно использовать концепцию ЗБР, важно знать текущий уровень знаний ученика. В начале урока провести короткую викторину или дискуссию по теме, чтобы понять области, уже освоенные учеником.
Не давать ответы быстро. Цель концепции ЗБР состоит в том, чтобы помочь ученику самостоятельно достичь решения, а не дать ему готовый ответ.
Подсытник Надежда Ивановна, команда "Нить Ариадны".
Выявить индивидуальную ЗБР ребенка можно с помощью оценивания выполненных заданий или прохождения каждым ребенком определенных этапов урока. Характер оценивания должен активизировать познавательную деятельность учащихся в зоне ближайшего развития. Оценивание должно быть вариативным и формировать у школьников умение оценивать свои результаты, видеть ошибки. Я использую инструмент самооценки «волшебные линеечки», предложенный психологами Т. Дембо и С. Рубинштейном. Например, при изучении темы «Неравенства» в первом классе даю разноуровневое задание по записыванию неравенств. Линеечки выглядят, к примеру, следующим образом:
То же самое делает и учитель, но только после оценивания работы учеником.Для учащегося это не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения, не допускать исправлений, стремиться к выполнению заданий более сложных уровней. Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистке, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на традиционный язык отметок. При такой работе возможно ведение листов индивидуальных достижений по математике.
Денисова Оксана Леонидовна, команда "Нить Ариадны".
Диагностика ЗБР возможна через психологические тесты, они разработаны давно и валидны. Учитель, используя их, должен обладать определенным багажом психологических знаний. При такой диагностике важно учитывать множество факторов, ребенок может быть не заинтересован в решении задачи, не хочет принимать помощь взрослого, и состояние здоровья. Каждый ребенок уникален, это должен учитывать педагог.
Здравствуйте, коллеги! Любовь Владимировна Бегун, команда «Позитив», город Хабаровск. Обучение возможно только в процессе общения детей между собой и общения учителя с детьми. Ведь ребёнок развивается в ситуации сотрудничества, а сотрудничество предполагает диалог.
Главная идея технологии сотрудничества - создать комфортные условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Одна из моих любимых, применяемых мною на уроках английского языка, хотя, возможно не самой простой, является технология «Учимся вместе» (“Learning together”). Вся изучаемая тема делится между группами. Каждая команда готовит свой отрывок и впоследствии делится изученным со всем классом. Но всегда напоминаю детям правило «делаем вместе, а не вместо». Безусловно, ребята при возникновении тупика, вопроса могут обратиться за помощью ко мне. Считаю, что такая ситуация между способностями учащихся и требованиями задачи, которую перед ними ставлю, и решается как раз посредством сотрудничества ученика и педагога, ученика и ученика.
Кондратова Светлана Васильевна, команда "Нить Ариадны".
Второй такт: выработка способностей самостоятельно преодолевать учебные трудности. для того чтобы использовать концепцию ЗБР, важно знать текущий уровень знаний ученика. Для выявления уровня знаний с первого класса провожу входные диагностики. По результатам диагностик составляю разноуровневые задания на урок. После выполнения заданий дети самостоятельно оценивают свои результаты. С первого класса дети участвуют в дистанционных конкурсах: "Старт", "Лисёнок","Кириллица", а также в олимпиадах разного уровня, где дети самостоятельно выполняют задания, тем самым проверяют свои знания. Хороший результат дают самостоятельные работы, которые использую на каждом уроке.
Добрый день! Команда “Позитив” Хабаровск, Шевченко Елена Викторовна.
Прежде всего, при изучении новой темы (понятия, алгоритма и т.д.), ребят необходимо замотивировать (увлечь), а это можно сделать, если грамотно построить урок. На своих уроках создаю проблемную ситуацию или задаю проблемный вопрос, на который необходимо ответить. Ребята, работая в группах (парах), высказывают свои предположения (пути решения) этой проблемы, кратко фиксируя их в виде кластера (таблицы, алгоритма и т.д.). Затем эти предположения проверяем коллективно и находим верное решение. Может быть, что верного ответа не будет (не нашли путь решения проблемы), тогда наводящими вопросами пытаюсь их вывести на верный ответ. Бывает, что путей решения проблемы несколько, тогда находим наиболее рациональный (понятный) способ. Конечно, создание проблемной ситуации и поиск путей решения это затратный процесс, но ребята испытывают истинное удовлетворение от того, что они САМИ нашли выход из проблемной ситуации. Важным этапом в уроке должна быть рефлексия.
Также, в своей работе использую дифференцированный подход. Ребятам предлагаю карточки с разной сложностью заданий, они сами выбирают себе карточку. Вот здесь можно выяснить ЗБР с учеником.
Принимаем участие с детьми в олимпиадах(конкурсах) разного уровня и сетевых проектах. Данные мероприятия хорошо помогают определить зону ближайшего развития ребенка.
Разуваева Ольга Салаватовна, команда "Нить Ариадны".
Каждый ребёнок субъективен, его развитие протекает с разной скоростью ЗБР ученика - это то, что умеет делать ребенок с помощью учителя, поэтому выявить индивидуальную ЗБР можно через организацию совместной деятельности учителя и ученика, ученика и ученика. Это деятельность может быть организованна через различные приемы и методы.
Здравствуйте.Гриднева Инна Александровна,команда "ШОК".Что делаю я для выявления условий эффективного использования ЗБР :
1.На уроке обязательно должна быть создана ситуация успеха для каждого обучающегося.
2.Даю задания,которые требуют для своего выполнения творческой деятельности разного уровня.
3.Задания должны иметь комплексный характер.Для их решения детям необходимо приложить определённые усилия.Учитель выступает в роли координатора.
4.Рефлексия.Каждый ребёнок оценивает свою работу, учитывая ошибки,допущенные им.
Здравствуйте, команда "Тумнин". Дондокова Сэржэн Жигмитовна. Если учитель видит, что ребенок не справляется с заданием, но при этом почувствует, что у ребенка есть желание решить задачу, т.е. ребенок имеет мотивацию, готовность преодолеть трудность, напрячься, преодолеть непонимание и все же решить задачу, то он находится в зоне ближайшего развития. При незначительной, подталкивающей к самостоятельному нахождению решения ребенок достигает успеха. Дальнейшая работа ведется по закреплению и присвоению способа действия в аналогичных ситуациях.
Здравствуйте, команда Звон’ОК.
Урок чтения.
Дети знакомятся с разными поэтами и их произведениями. Учитель просит высказаться, какое стихотворение было легче читать? Почему? После дискуссии, учитель акцентирует внимание на рифмующихся строчках. Зарисовывая схему рифмующихся строк, дети делают вывод, что перекрестная рифма наиболее понятна и проста для чтения. После, можно предложить самостоятельно выбрать стихотворения с перекрестной рифмой. Возможны задания в парах.
Мацибурская А.Б., команда "6 миров".
Первый такт, как выше сказали, выяснение ЗАР (зоны актуального развития), далее выясняем ЗБР ребенка. Данную ступень можно выявить через выдачу самостоятельной работы, например, по математике. Задания будут выглядеть следующим образом: 1.Запиши каждое число как сумму разрядных слагаемых. 2.Выполни вычисления. 3.Подчеркни верные равенства. И другое. И то задание, на котором ребенок "споткнётся" это и будет ЗБР. А выполненные задания без ошибок будут относиться к ЗАР. Таким образом, через выдачу каких-либо заданий по любому предмету в форме самостоятельной работы можно выявить ЗБР и начинать работать с ней, применяя различные подходы (личностно-ориентированный, дифференцирующий и тд).
Здравствуйте! Марина Адамова, команда "6 миров"
Согласно теории Л.С. Выготского, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности.
Учителю важно выявлять условия для эффективного использования ЗБР, при реализации которых решаются образовательные задачи.
В своей деятельности, на уроках математики, я реализовываю данный подход при использовании заданий комплексного характера, выполнение которых способствует решению нескольких учебных задач. Основные требования к таким заданиям следующие:
- возможность многовариантных решений;
- косвенный путь познания;
- задачи не должны быть слишком простыми для выполнения и в то же время невыполнимыми;
- иметь творческий характер разного уровня.
Описанный подход в формировании образовательного пространства показывает высокую эффективность, поскольку процессы развития идут вслед за процессом обучения.
Здравствуйте! Команда «Шесть миров». После того, как мы выясняем, что дети знают по теме, ставим перед собой задачи о том, что хотели бы еще узнать. Далее можно предложить разделиться ребятам на группы. В каждой группе они выбирают своего «учителя»/командира, который будет следить за всем процессом. То есть по факту выполнять роль учителя в своей группе. Далее по жеребьевке распределяются вопросы (обязательно вопросы должны быть равные по уровню сложности), и начинается уже сама работа. Во время работы учитель следит за работой в группах, но руководят процессом сами дети.
Генбихнер Елизавета, команда "Багаж"💼. Любой воспитательный и образовательный процесс в современной школе стремится к ЗБР, где после помощи учителя или более «сильного» сверстника по этой проблеме ученик способен к решению различных научных📗 (школьных) заданий. При работе на ГПД, проверке выполненного задания по школьному предмету, ✏️стараюсь направить ученика на самостоятельное нахождение ошибки: подчёркиваю строчку, где ошибку необходимо найти. Таким образом, ребенок сам способен проверить свой результат.
Здравствуйте, Куничук К. Ю., команда УУД. Младший школьный возраста- возраст, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала. Поэтому важно во время выявить условия для эффективного использования ЗБР, при реализации которых уровень развития и качество знаний учащихся будет повышаться. В моей практике преобладает наличие большого количества заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Задания не должны быть лишком простым для выполнения и в то же время невыполнимыми, то есть учащиеся должны прикладывать определённые усилия для выполнения этих заданий:анализировать, сравнивать и тд. Также для выявления ЗБР необходимо использование косвенного пути познания. При объяснении материала учитель не должен задавать прямые вопросы, необходимо создавать ситуации, в которых дети самостоятельно ищут пути решения, рассуждают, высказывают свое мнение.
Здравствуйте. Команда "Багаж". Анна. В своей практике стараюсь давать дифференцированные домашние задания. Например, по окружающему миру даю сильным учащимся составить викторину по теме урока, но с добавлением вопросов, какие не проходили на уроке. Замечаю, что дети не только с желанием выполняют поручение, но им нравится выступать перед классом. Думаю, что тем самым я создаю ситуацию успеха и развиваю ЗБР.
Здравствуйте! Команда "Нанотворители" Виктория Александровна Шпаченко. 2 такт - на уроках использую метод проекта. Например, тема "Имя существительное", где дети создают проекты на заданную тему, по которым можно судить об усвоении темы (ограниченные знания или расширенные).
Здравствуйте! Команда "Нанотворители" Наталья Владимировна Блинова. 2 такт - используя на уроках разноуровневые "конверты" (базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень). Ребенок сам выбирает конверт с заданием, опираясь на свои знания по данной теме. А также создаю карточки на образовательной платформе Учи.ру, которые показывают усвоение темы и предлагает выдать задание на закрепление данного умения, индивидуально каждому ребенку.
Здравствуйте, команда "УУД" Лось С. А. Для того, чтобы определить стартовые возможности учащихся предлагаю самостоятельную работу базисного уровня. Если ребёнок с ней справляется, то он находится в зоне ближайшего развития, если у него есть затруднения, то он находится в зоне ближайшего развития. В начальной школе хорошим подспорьем для такой работы являются комплексные работы. На основании полученных результатов, уже можно строить и планировать дальнейшую работу. На втором этапе использую карточки с образовательного сайта учи. ру. Удобно, что они тематические и представлены в нестандартной форме.
Здравствуйте, команда УУД, Орехова О.В. Для выявления ЗБР использую стартовую диагностику. Распределяю детей по группам со схожими проблемами. На уроках и при индивидуальной работе использую комплексные задания, это помогает решить несколько задач сразу. На уроках создаю комфортную и благоприятную обстановку, чтобы ребята чувствовали себя уверенно и спокойно.
Здравствуйте! Команда "Нанотворители" Татьяна Викторовна Соловьева. Считаю важным выделить величину ЗБР у отдельных детей, не всякое обечение дает действенный результат. Для этого на уроках хорошо помогает работа по разноуровневым карточкам и разнеуровневым группам. Система подобранных заданий помогает ребенку самостоятельно выбрать уровень сложности, выполнения работы по данной теме, а учителю дает возможность определить у ребенка ЗБР.
Здравствуйте! Зинчук Ирина Петровна, команда «На рассветном»
Родителям не стоит ждать быстрых или мгновенных результатов. Освоение ЗБР, как правило, идет по следующему принципу:
Родитель знакомит малыша с новой деятельностью и тот только присматривается к ней (этот этап может занимать немало времени).
Родитель делает, а ребенок оказывает ему посильную помощь.
Ребенок делает вместе с родителем.
Он делает, а взрослый помогает.
Ребенок делает один.
Для того, чтобы все прошло быстро, взрослый должен использовать понятные слова для объяснения. Не стремитесь сразу все сделать или ответить за ученика — он должен тренировать быстроту мышления и смекалку, отвечая на ваши вопросы. Лучше используйте вопросы с открытым концом, чтобы побудить ребенка размышлять и думать. Так процесс обучения пойдет быстрее.
Здравствуйте, Наталья, команда «Скала». Часто использую помощь ребят, которые самостоятельно справляются с заданиями. Их я называю «экспертами». Именно к ним, а не к учителю обращаются дети, у которых возникли проблемы с решением. К следующему уроку «экспертов« становится больше, Ведь всем нравится побывать в роли «учителя».
Здравствуйте. Команда "Багаж" . Наталья Гаер. ЗБР при работе помогает метод "Сотрудничество", где ребята работают в группе и могут продублировать информацию друг другу несколько раз, тем самым сфокусировать внимание на проблеме по теме.
Здравствуйте! Крисько Мария Михайловна - команда Три-Умф. На занятиях изобразительного искусства использую художественно-комбинированные работы и творческие разминки. В качестве заданий на творческих разминках применяю разные игры, например игру "Дорисуй картинку". Такие разминки помогают поддержать атмосферу радости и сотворчества на занятии. Также использую отрывки музыкальных произведений, для стимулирования процесса создания образа в художественно-комбинированной работе. Такая работа напоминает своеобразную игру с использованием неожиданных цветных материалов.
Команда "Багаж". Наталья Гаер. Добрый день. Работаю уже 5-й год в пролонгированных классах, заметила такой немаловажный нюанс: ко второму году обучения дети не умеющие читать в 1-м классе, читают более уверенно и осознанно, чем те, которые пришли "читающими". Для себя сделала вывод, что ЗБР не всегда дает положительный результат. Индивидуальное развитие ученика начальной школы должно иметь постепенный характер, чтобы оставить желание самостоятельно осваивать, узнавать новое.😐
Здравствуйте. Команда "Началочка". Одним из способов выявления ЗБР на уроке является создание проблемной ситуации. В ходе решения которой ребята применяют свои знания для решения проблемы,а если таковых недостаточно,обращаются за помощью к взрослому, к справочной литературе. Т е.находят пути решения. Учитель направляет,не подсказывая конкретный ответ, деликатно указывает на ошибки,хвалит за результат. Затем ,на основе уже закрепившихся навыков,разбирается новая тема. Вскоре проблемы,которые решались с помощью взрослых,становятся понятными и дети споавояются сами.
Здравствуйте. Гришукова Валентина Николаевна. Команда звон'ОК. При объяснении материала не задаю прямые вопросы, которые не требуют от учащихся применения каких либо усилий, а создаю ситуации в которых дети анализируют, рассуждают, высказывают своё мнение, самостоятельно ищут пути решения задачи. Например, при знакомстве с темой периметр многоугольника, предлагаю подумать над вопросом, сколько нужно отмерить тесьмы, чтобы обшить по краю салфетку. Дети начнут предлагать разные варианты. В результате работы выйдем на вариант измерения длины каждой из сторон многоугольника и нахождения их суммы. Как итог появится термин и определение периметра.
Здравствуйте. Янгляева Татьяна Анатольевна. Команда "Аш-Два-Во". Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.
Здравствуйте! Перевалова Светлана Анатольевна, команда "Аш-Два-Во". Во-первых, с первого дня обучения мои ученики попадают в информационно-образовательную среду учебного кабинета. В классе весь дидактический материал находится в распоряжении ребёнка - это максимальная наглядность, доступность, восприятие всеми органами чувств – всё это развивает и поддерживает интерес к обучению.
Во-вторых, в зоне ближайшего развития характер оценивания должен активизировать познавательную деятельность учащихся, поэтому на каждом уроке мы вместе с учащимися ставим определенные цели, а в конце урока ребёнок для себя подводит результат проделанной работы и оценивает свои действия на уроке. При выполнении домашнего задания, учащиеся оценивают свою работу с помощью условной шкалы. Затем то же самое делаю и я(учитель).
Здравствуйте! Рязанова Вероника Александровна, команда "Пионер20.ки".
Для того, чтобы определить ЗБР у своих ребят, начинаю изучение новой темы с проблемной ситуации, это позволяет выяснить уровень развития ребёнка не только для учителя, но и для самого ученика. Зачастую, выполнение задания нового вида даю без объяснений, это позволяет ребёнку самостоятельно найти разные способы решения, позже сравнить свой способ с решением одноклассников и понять, что надо делать при выполнении подобного упражнения.
Здравствуйте. Кузнецова Татьяна Павловна, команда "Пионер20.ки". На уроках обучение грамоте я предлагаю детям прочитать небольшие стихотворения.Ребята, которые умеют читать,с удовольствием это делают. Дети, которые не умеют читать, слушают внимательно других, таким образом у ребят проявляется желание научиться читать и тоже отвечать первыми.✔️