Большое спасибо всем вам, дорогие коллеги за ответы! Каждый из них ценен. Открою небольшой свой секрет: ЗБР можно выявить в 2 педагогических такта. Первый - выяснить ЧТО ЗНАЮТ РЕБЯТА ПО ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ, КОТОРУЮ ПРЕДСТОИТ ИЗУЧИТЬ.)). Предложите 2 такт, который гарантировано поможет помочь выявить индивидуальную ЗБР. Ответ на вопрос о втором такте может быть таким: А что по этой теме вы хотели бы узнать? Какие вопросы вас интересуют? Я запишу их на белой доске и мы будем искать ответы на ВАШИ вопросы.
Второй такт выявления ЗБР- организация сотрудничества и формирующее оценивание. Как это организовать и какие приемы оценивания использовать? Я думаю, что методическая копилка есть у каждого учителя по каждому предмету и она всегда пополняется.
Куцарева Елена Витальевна, команда "Нить Ариадны".
Второй такт - организация сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения индивидуальной ЗБР ученика. Через что (технологии, методики, методы и приемы) организовать сотрудничество - это дело каждого учителя и его методического багажа.
Канчуга Ирина, команда «СКАЛА». Считаю, что для выявления ЗБР необходимо полностью построить урок верно. Начиная с ситуации успеха и заканчивая рефлексией. На своих уроках часто использую парную или групповую работу после постановки проблемного вопроса. Прошу детей записать графически, решить или выйти с ответом устным (редко). И здесь, появляются различные пути решения проблемы. Если у всех одинаковые варианты (что случается крайне редко), то предлагаю другой вариант сама ( но не от себя, а говорю, что например, так записали ребята другого класса). И здесь, начинается обсуждение. Какой вариант подходит, какой нет и что может подойти несколько вариантов.
Здравствуйте.Команда "Металикум".Изучая любую тему ,для начала интерисуюсь,что дети уже знают по ней.В конце урока уточняю у ребят,что им ещё интересно узнать по этой теме,остались ли у них вопросы,на которые хотели бы знать ответы.И договариваемся,кто из ребят подготовит сообщения по данным вопросам.И они самостоятельного готовят какой-то доклад.
Для того,чтобы определить как развиты у детей ЗБР,периодически провожу олимпиады в классе.Так как,в олимпиадах, задания даются повышенной сложности.По ним можно выявить уже индивидуальную ЗБР.
Команда "Багаж" Наталья Гаер. Добрый день. Я тоже использую в своей практике олимпиадные задания. Есть хорошие сайты, в которых после прохождения теста, викторины или олимпиады можно получить Диплом. Тем самым решаем проблему заполнения Партфолио ученика. По окружающему миру выполняем тестовые задания после каждой темы.
Ребятам и мне легче понять по каким вопросам еще остались пробелы. А также, ребята могут ориентироваться по выставленному результату о своей отметке по данной теме по предмету.
Здравствуйте. Команда "Началочка", Коркина Н.С. Для эффективного использования зоны ближайшего развития необходимы определённые условия. На уроках математики, например, обучающимся предлагаю задачи с многовариативным решением, все варианте рассматриваем. Также использую косвенные пути. И конечно, на каждом уроке ставим определённые цели, а в конце каждый ребёнок для себя подводит результат своей работы и оценивает свои действия на уроке. Мы это делаем при помощи условных обозначений ( волшебная линеечка, смайлики и т.д.)
Второй такт, чтобы выявить ЗБР - что не знаю и что для этого нужно сделать.
Через проблемную ситуацию ребята приходят к заключению, что не могут выполнить задание полностью, т.к. не хватает знаний. На доске записывают, что необходимо узнать и где это можно узнать.(т.е.план работы на уроке).
На уроке можно предложить:
- задания разного уровня (от простого к сложному)
-работа в группе (учащиеся разной мотивации(сильный-слабый)
Зона ЗАР и зона ЗБР очень тесно связаны. Я веду обучение в этих зонах на всех этапах урока, так как то, что раньше входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Сначала я определяю проблему, а потом даю задания, чередуя простые задачи с более сложными, которые требуют новых знаний. Считаю самым главным не навязывать, не вмешиваться, не решать задачу вместо детей, а помочь и направить, развивая у детей потребность в новых знаниях. Строю задания таким образом, чтобы детям приходилось напрягаться, как умственно, так и физически, поднимаясь на более высокий уровень.
Степанова Ольга Геннадьевна, команда "Позитив" Хабаровск. Эффективный способ заинтересовать ученика, создать ситуацию успеха, развивать поисковую деятельность в сотрудничестве с одноклассниками. Правильно организованное сотрудничество ученик-ученик или ученик-учитель - это мастерство учителя. Роль учителя - консультант и наблюдатель.
Акцизова Виктория Игоревна, команда "Доживём до понедельника".Я – молодой специалист, работаю несколько месяцев учителем начальных классов. У меня на уроке дети взаимодействуют друг с другом, активно отвечают на вопросы,отстаивают свою точку зрения. В свободное от урока время даю детям возможность самостоятельно справляться с трудностями в общении со сверстниками. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе. Эти условия - создают прочный фундамент обучения детей. Я для свои учеников стараюсь всегда быть справедливым и добрым советчиком в трудных ситуациях. Часто я не даю им готовый ответ на их вопрос, а направляю их в ту сторону, где они сами, своими силами могли бы его найти. Я считаю это благоприятной почвой для дальнейшего развития личности ребёнка.
Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент.Ребенку нужно предлагать то,что он, во- первых,легко усвоит в данный период, а во вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочные знания для дальнейшего развития.
На уроке математики при работе с задачами мы анализируем, выделяем составные части: условие и вопрос. В связи с тем, что у детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, условие необходимо изобразить (в виде схемы или чертежа). Более старшие в таблице или главными словами. Тут появляется затруднение в выборе способа краткой записи задач. На помощь приходит учитель.
Алиева Августина Николаевна, команда "Хранители знаний"
На всех этапах урока создаём ситуацию успеха для каждого обучающегося. Направление обучения материала ведётся на «завтра», чтобы ученик «завтра» чувствовал себя более уверенным. Сегодня он выполняет работу с учителем, завтра научится делать самостоятельно. Также ученики работают в парах: сильный и слабый и совместно решают задачи.
Забродина Валентина Александровна, команда "Хранители знаний"
Второй такт - необходимо понять, что требуется ребёнку, т. е. составить "Поле запросов ребёнка". Определить первоочередные запросы, второстепенные. Соотнести их с тем, что знает ребёнок (умеет). После чего разработать алгоритм сопровождения ребёнка в" поле запросов"
Максимова Ольга Викторовна, команда "Хранители знаний".
Школьник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей ребёнка. Это является показателем зоны его ближайшего развития.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи.
Выделяют 5 позиций общения:
Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если ребёнок не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Независимая позиция – наставник незначительно содействует школьнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
Я считаю, что 2 такт- это Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педагог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спорные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполнения работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет».
Для того, чтобы определить зону ближайшего развития ребенка, мне важно узнать текущий уровень знаний ученика. На этапе актуализации знаний я провожу короткую викторину или опрос по теме, чтобы выявить области, уже освоенные учениками. Обобщаем, «что знаю» по изучаемой теме и «что хочу узнать». Затем при постановке проблемы подхожу с детьми к тому, что наших знаний недостаточно для того, чтобы ответить на проблемный вопрос урока. Предлагаю задания, которые дети не могут выполнить с легкостью, самостоятельно. Оказываю помощь детям, направляю, чтобы ученики могли самостоятельно достичь результата. Для этого предлагаю детям большое количество заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Таким образом, использование зоны ближайшего развития младших школьников на уроках повышает не только уровень развития, но и качество знаний учащихся.
Второй такт для выявления индивидуального ЗБР, на мой взгляд, это сотрудничество. Необходимо определить как много обучающийся может выполнить самостоятельно, и когда у него (у обучающегося) появится необходимость в сотрудничестве для "решения задачи, выходящей за пределы его умственного возраста" (Л. С. Выготский). Чем спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала обучающегося.
Добрый день, команда "Перемена на РАССВЕТНОЙ". Бокарева Л.А.
При изучении нового материала на уроке, создается проблемная ситуация, ребёнку одному сложно решить эту проблему: определить тему,цель урока, задачи и тд., на помощь приходит учитель. При взаимодействии учителя с учениками, детям легче изучать новый материал. Только при взаимодействии учителя и ученика у ребенка будет успех в обучении. Для того , чтобы использовать правильно ЗБР необходимо изучить теоретический конструктор. Все дети разные, развиваются по - разному, соответственно, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход. Поэтому, я считаю, что учитель должен помогать в обучении каждому ребёнку.
Гаспарян Елена Владимировна, команда Полёт.
Второй такт выявления ЗБР- организация сотрудничества и формирующее оценивание. Как это организовать и какие приемы оценивания использовать? Я думаю, что методическая копилка есть у каждого учителя по каждому предмету и она всегда пополняется.
Куцарева Елена Витальевна, команда "Нить Ариадны".
Второй такт - организация сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения индивидуальной ЗБР ученика. Через что (технологии, методики, методы и приемы) организовать сотрудничество - это дело каждого учителя и его методического багажа.
Канчуга Ирина, команда «СКАЛА». Считаю, что для выявления ЗБР необходимо полностью построить урок верно. Начиная с ситуации успеха и заканчивая рефлексией. На своих уроках часто использую парную или групповую работу после постановки проблемного вопроса. Прошу детей записать графически, решить или выйти с ответом устным (редко). И здесь, появляются различные пути решения проблемы. Если у всех одинаковые варианты (что случается крайне редко), то предлагаю другой вариант сама ( но не от себя, а говорю, что например, так записали ребята другого класса). И здесь, начинается обсуждение. Какой вариант подходит, какой нет и что может подойти несколько вариантов.
Здравствуйте.Команда "Металикум".Изучая любую тему ,для начала интерисуюсь,что дети уже знают по ней.В конце урока уточняю у ребят,что им ещё интересно узнать по этой теме,остались ли у них вопросы,на которые хотели бы знать ответы.И договариваемся,кто из ребят подготовит сообщения по данным вопросам.И они самостоятельного готовят какой-то доклад.
Для того,чтобы определить как развиты у детей ЗБР,периодически провожу олимпиады в классе.Так как,в олимпиадах, задания даются повышенной сложности.По ним можно выявить уже индивидуальную ЗБР.
Бондарева Н.А,команда "Доживём до понедельника"
Примеры эффективного использования зоны ближайшего развития на уроках математики.
Создание доброжелательной и комфортной обстановки на уроках.
Задания должны иметь комплексный характер.Например, задачи с многовариативным решением, чтобы дети не были ограничены рамками.
Наличие большого количества заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня.
Использование косвенного пути познания. и т.д.
Все эти критерии в совокупности эффективно используются у нас в образовательном учреждении в курсе "Занимательная математика"
Здравствуйте. Команда "Началочка", Коркина Н.С. Для эффективного использования зоны ближайшего развития необходимы определённые условия. На уроках математики, например, обучающимся предлагаю задачи с многовариативным решением, все варианте рассматриваем. Также использую косвенные пути. И конечно, на каждом уроке ставим определённые цели, а в конце каждый ребёнок для себя подводит результат своей работы и оценивает свои действия на уроке. Мы это делаем при помощи условных обозначений ( волшебная линеечка, смайлики и т.д.)
Добрый день. Дищенко Т.Н., команда «Полёт»
Второй такт, чтобы выявить ЗБР - что не знаю и что для этого нужно сделать.
Через проблемную ситуацию ребята приходят к заключению, что не могут выполнить задание полностью, т.к. не хватает знаний. На доске записывают, что необходимо узнать и где это можно узнать.(т.е.план работы на уроке).
На уроке можно предложить:
- задания разного уровня (от простого к сложному)
-работа в группе (учащиеся разной мотивации(сильный-слабый)
-тесты
-работа с информацией и подготовка сообщения
-творческие задания т.п.
Команда ПЕДСЕКСТЕТ, Анастасия Ж.
Зона ЗАР и зона ЗБР очень тесно связаны. Я веду обучение в этих зонах на всех этапах урока, так как то, что раньше входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Сначала я определяю проблему, а потом даю задания, чередуя простые задачи с более сложными, которые требуют новых знаний. Считаю самым главным не навязывать, не вмешиваться, не решать задачу вместо детей, а помочь и направить, развивая у детей потребность в новых знаниях. Строю задания таким образом, чтобы детям приходилось напрягаться, как умственно, так и физически, поднимаясь на более высокий уровень.
Здравствуйте, коллеги!
Степанова Ольга Геннадьевна, команда "Позитив" Хабаровск. Эффективный способ заинтересовать ученика, создать ситуацию успеха, развивать поисковую деятельность в сотрудничестве с одноклассниками. Правильно организованное сотрудничество ученик-ученик или ученик-учитель - это мастерство учителя. Роль учителя - консультант и наблюдатель.
Акцизова Виктория Игоревна, команда "Доживём до понедельника".Я – молодой специалист, работаю несколько месяцев учителем начальных классов. У меня на уроке дети взаимодействуют друг с другом, активно отвечают на вопросы,отстаивают свою точку зрения. В свободное от урока время даю детям возможность самостоятельно справляться с трудностями в общении со сверстниками. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе. Эти условия - создают прочный фундамент обучения детей. Я для свои учеников стараюсь всегда быть справедливым и добрым советчиком в трудных ситуациях. Часто я не даю им готовый ответ на их вопрос, а направляю их в ту сторону, где они сами, своими силами могли бы его найти. Я считаю это благоприятной почвой для дальнейшего развития личности ребёнка.
Команда Тумнин.
Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент.Ребенку нужно предлагать то,что он, во- первых,легко усвоит в данный период, а во вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочные знания для дальнейшего развития.
Бузина Г.Ю. Команда "Шесть миров".
На уроке математики при работе с задачами мы анализируем, выделяем составные части: условие и вопрос. В связи с тем, что у детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, условие необходимо изобразить (в виде схемы или чертежа). Более старшие в таблице или главными словами. Тут появляется затруднение в выборе способа краткой записи задач. На помощь приходит учитель.
Здравствуйте! Ершова Ирина Константиновна - Команда "Хранители Знаний".
Чтобы выявить зону ближайшего развития ребенка, нужно:
На уроках применять понятный для ребенка язык, который соответствует уровню развития ученика.
Использовать вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Так ученик получает возможность наиболее точно выразить свои мысли.
Начинать урок с короткой дискуссии, викторины, чтобы выявить те знания, которые уже освоены учеником.
Не давать ученику готовый ответ, нужно помочь ему самостоятельно достичь результата
Алиева Августина Николаевна, команда "Хранители знаний"
На всех этапах урока создаём ситуацию успеха для каждого обучающегося. Направление обучения материала ведётся на «завтра», чтобы ученик «завтра» чувствовал себя более уверенным. Сегодня он выполняет работу с учителем, завтра научится делать самостоятельно. Также ученики работают в парах: сильный и слабый и совместно решают задачи.
Забродина Валентина Александровна, команда "Хранители знаний"
Второй такт - необходимо понять, что требуется ребёнку, т. е. составить "Поле запросов ребёнка". Определить первоочередные запросы, второстепенные. Соотнести их с тем, что знает ребёнок (умеет). После чего разработать алгоритм сопровождения ребёнка в" поле запросов"
Максимова Ольга Викторовна, команда "Хранители знаний".
Школьник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей ребёнка. Это является показателем зоны его ближайшего развития.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи.
Выделяют 5 позиций общения:
Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если ребёнок не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Независимая позиция – наставник незначительно содействует школьнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
Щенников Алексей, команда "Хранители знаний".
Я считаю, что 2 такт- это Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педагог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спорные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполнения работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет».
Команда «ПЕДСЕКСТЕТ» Лилия Б.
Для того, чтобы определить зону ближайшего развития ребенка, мне важно узнать текущий уровень знаний ученика. На этапе актуализации знаний я провожу короткую викторину или опрос по теме, чтобы выявить области, уже освоенные учениками. Обобщаем, «что знаю» по изучаемой теме и «что хочу узнать». Затем при постановке проблемы подхожу с детьми к тому, что наших знаний недостаточно для того, чтобы ответить на проблемный вопрос урока. Предлагаю задания, которые дети не могут выполнить с легкостью, самостоятельно. Оказываю помощь детям, направляю, чтобы ученики могли самостоятельно достичь результата. Для этого предлагаю детям большое количество заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Таким образом, использование зоны ближайшего развития младших школьников на уроках повышает не только уровень развития, но и качество знаний учащихся.
Цыбекжапова Цэ-Дари Хандаевна "Хранители знаний"
Второй такт для выявления индивидуального ЗБР, на мой взгляд, это сотрудничество. Необходимо определить как много обучающийся может выполнить самостоятельно, и когда у него (у обучающегося) появится необходимость в сотрудничестве для "решения задачи, выходящей за пределы его умственного возраста" (Л. С. Выготский). Чем спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала обучающегося.
Добрый день, команда "Перемена на РАССВЕТНОЙ". Бокарева Л.А.
При изучении нового материала на уроке, создается проблемная ситуация, ребёнку одному сложно решить эту проблему: определить тему,цель урока, задачи и тд., на помощь приходит учитель. При взаимодействии учителя с учениками, детям легче изучать новый материал. Только при взаимодействии учителя и ученика у ребенка будет успех в обучении. Для того , чтобы использовать правильно ЗБР необходимо изучить теоретический конструктор. Все дети разные, развиваются по - разному, соответственно, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход. Поэтому, я считаю, что учитель должен помогать в обучении каждому ребёнку.