Из комментариев наших команд' "....заметила такой немаловажный нюанс: ко второму году обучения дети не умеющие читать в 1-м классе, читают более уверенно и осознанно, чем те, которые пришли "читающими". Интересный факт. В моей практике такое случалось крайне редко. Но не про меня, а про чтение ☺. Недавно прочитала статистику о том, что именно школа отбивает у детей желание читать. И вот какие причины называются: многократное чтение одного и того же текста вызывает отторжение к чтению, техника чтения - страх наказания. Может быть мы что-то делаем не так? Как обучать чтению не вызывая отвращения к нему, не натаскивая? Как мотивировать детей к самостоятельному чтению с удовольствием? Кому и зачем нужна техника чтения?
top of page
bottom of page
Максимова Ольга Викторовна команда "Хранители знаний".
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни".
В. А. Сухомлинский
Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека. В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и все больше утрачивают интерес к литературе. В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Современные информационные технологии предлагают гораздо более легкий способ приобщения к мировой классике – через фильмы, мультфильмы. Ребенок всегда идет по наиболее легкому пути. Если для прочтения сказки нужно приложить усилия, то гораздо проще включив любимый компьютер или планшет просто посмотреть.
Считается, что читателем человек становится или не становится в первое десятилетие своей жизни. Именно дошкольный и младший школьный возраст наиболее важен для формирования потребности в чтении и любви к книге. Читающий ребенок более успешно овладевает учебной деятельностью, у него расширяется кругозор.
Роль семьи в развитии интереса к чтению.
Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему».
Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда:
- ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
- когда он откроет личный смысл в читаемом,
- когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного потенциала.
Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи имеет внеклассное чтение. Внеклассное чтение – это значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее. А также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественный литературы. Очевидно, что работу по формированию читательских навыков и расширяющего читательского кругозора лучше начинать с самого детства.
Повысить учебную мотивацию у младших школьников позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу. Задания носят непринужденный игровой характер. Методические приемы, которые способствуют формированию читательских навыков и способствуют повышению мотивации младших школьников к чтению, помогают воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
Использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения:
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т. д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе, наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память.
Это всего несколько приемов из множества существующих.
Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.